20-01-18 / 2018
Новости отрасли
Регулятором станет рынок

Документы о тарифных полномочиях "Укрзализныци" 10 месяцев гуляли по ведомствам.

ПАО "Укрзализныця" (УЗ) разрешили самостоятельно устанавливать тарифы на использование собственного инвентарного парка. Доходы компании вырастут на 1 млрд гривен ($35,7 млн) в год.

Министерство юстиции Украины в конце декабря отменило распоряжение правительства, изданное в 2012 году, по которому вагонную составляющую в грузовом тарифе регулировало государство. "В 2012 году были введены нерыночные дискриминационно заниженные цены на инвентарный парк УЗ. Это давало возможность для серьезных злоупотреблений в течение многих лет. С 22 декабря 2017 года УЗ имеет право самостоятельно устанавливать цену на вагонную составляющую", – сообщил министр инфраструктуры после решения Минюста.

Решение о дерегулировании цен кабинет министров принял в феврале 2017 года, а следом нужно было внести соответствующие изменения в Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и связанные с ней услуги. Однако хождение документа по кабинетам растянулось до ноября, и только в конце года процесс согласований завершился.

По оценке директора по экономике и финансам УЗ Андрея Рязанцева, главенство государства в тарифном вопросе привело к тому, что тариф на пользование вагонами компании в 7–9 раз меньше, чем частного парка.

"Дерегуляция вагонной составляющей тарифа является важным шагом для сбалансирования рынка оперирования вагонами. Это позволит в первую очередь до 10% уменьшить среднюю стоимость перевозки для конечного потребителя за счет выравнивания соотношения спроса и предложения", – сообщили в пресс-службе УЗ.

В компании также примерно посчитали, что ежегодные поступления в бюджет увеличатся как минимум на 1 млрд гривен ($35,7 млн) за счет привлечения новых клиентов. Эти средства компенсируют расходы на содержание вагонов, которые в прежнем варианте обеспечивались за счет инфраструктурной составляющей тарифа, а также будут направлены на модернизацию УЗ.

Как пояснил "Гудку" руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий, в настоящий момент полувагоны УЗ занимают 37% от действующего парка, по цистернам – 24% и только по зерновозам у компании действительно лидерские позиции – 72%. При этом аренда полувагона УЗ стоит в среднем 108 гривен за сутки ($3,9), а рынок предлагает за 560 гривен ($20). "То есть на этой разнице кто-то зарабатывал и создавал искусственный дефицит подвижного состава. Либо нечистые на руку менеджеры компании, которые распределяли парк, либо какие-то посредники. Либерализация поможет такие моменты искоренить. Вагоны будут более доступны, во-вторых, появится понимание, что вагоны государственной компании не бесплатные и их будут использовать более эффективно. Кроме того, рынок отрегулирует цены и на частный парк. УЗ прогнозирует снижение средней стоимости перевозки до 10%. Это возможно, так как уйдет теневая маржа", – говорит он.

В то же время источник, знакомый с ситуацией на транспортном рынке Украины, считает, что результатом станет неуправляемое повышение цен на конечную продукцию, в том числе на экспорт.

Она станет неконкурентна с товарами из России, Казахстана и Белоруссии, поскольку в стоимость заложена транспортная логистика. От этого проиграет в первую очередь УЗ, у которой упадут перевозки. Но кабинет министров вряд ли отыграет решение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.01.2018