14-05-19 / 2019
Новости отрасли
Регулятор выступит третейским судьей

Сенат парламента Казахстана утвердил поправки в закон "О железнодорожном транспорте", согласно которым публичный договор АО "КТЖ-Грузовые перевозки" дочерняя компания АО "НК "Казахстан темир жолы", КТЖ на экспедиторские услуги будет утверждать Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана МИИР. Национальный оператор будет вынужден договариваться с транспортно-экспедиторскими компаниями по условиям перевозки.

Как пояснили "Гудку" в КТЖ, поправки в законодательство инициировала Ассоциация национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК), в которой считают, что, когда КТЖ-ГП самостоятельно формирует договор на экспедиторскую деятельность, ущемляются права транспортно-экспедиторских компаний. Поэтому они настаивают на том, чтобы типовой договор утверждался в профильном министерстве, то есть с участием третьей стороны.

Однако в компании опасаются, что такая схема не будет работать прежде всего потому, что частные грузовые перевозчики (операторы), которые уже пришли на магистраль, вряд ли согласятся взаимодействовать с экспедиторами по типовому договору КТЖ-ГП, который утвердит министерство. То есть нужны будут новые нормативы. Кроме того, отмечают в КТЖ, увеличится время согласования документа с регулятором, а не напрямую с экспедитором. В то же время договорная кампания на следующий фрахтовый год начинается в октябре – декабре текущего года, и придется действовать очень оперативно.

Как отметил генеральный директор АНЭК Илья Сегал, обсуждение поправок об участии регулятора в экспедиторской деятельности заняло несколько лет. "Это первый этап, поправки утвердили, теперь будем работать над самим договором, по каждому пункту. Хотим его сформировать по примеру энергетиков, когда стоимость электроэнергии оплачивают по квитанции, то есть уже за оказанную услугу. Смысл публичного типового договора в том, что правительство защитит экспедиторов от завышенных требований национального перевозчика и их взаимодействие будет прозрачным. В отличие от Устава ОАО "РЖД", где такие вопросы отражены, в нашем законодательстве есть нормативный пробел, мы хотим это исправить", – рассказал "Гудку" Илья Сегал.

За нового участника переговорного процесса выступает и ТОО "Дала-Транс". Компания оказывает транспортно-экспедиторские, операторские услуги и занимается перевозкой опасных и специальных грузов, в том числе собственным подвижным составом.

"КТЖ-ГП ежегодно добавляет новые пункты в договор, пользуясь правом монополиста, и он становится абсолютно невыгодным для экспедиторов, причем действует бесконтрольно. Мы выступаем в роли просителей и не можем выставить никакие встречные условия и даже доказывать очевидные вещи. К примеру, национальный оператор требует от нас под предлогом, что есть годовые объемы услуг, делать предоплату за транзит не за пять дней, как было всегда, а за месяц вперед в размере 100%, иначе грузоперевозка не состоится. Это примерно в шесть раз больше средств. Но мы получаем деньги буквально с колес, только когда услуга клиенту уже оказана и свободных финансов в компании нет. КТЖ-ГП, наоборот, требует аванса, и мы вынуждены их кредитовать", – пояснил старший менеджер ТОО "Дала-Транс" Владимир Алтухов.

По его словам, через МИИР будет легче договориться по всем пунктам типового договора. В работе над типовым договором примут участие все представители экспедиторского сообщества, а в республике его представляют более 100 компаний.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.05.2019