02-02-15 / 2015
Новости отрасли
Региональные цепи глобальных поставок

Изменение цепей поставок в связи с макроэкономическими вызовами последнего времени существенным образом отразилось на планах развития многих российских компаний. При этом наблюдается определенная диверсификация бизнеса в сторону сокращения транспортно-логистических расходов.

Стремление оптимизировать расходы на логистику прежде всего затронуло сферу производства высокотехнологичной продукции. Поддержка высокотехнологичных отраслей не первый год декларируется в качестве основных приоритетов развития российской экономики. Однако, как рассказал директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, сегодня компании гораздо выгоднее продвигать свои интересы в области деревообработки, нежели инвестировать в профильный бизнес, связанный с разработкой и производством электроники различного назначения. При прочих равных условиях, включая приблизительную финансовую стоимость развития обоих этих направлений, такой актив, например, как лесопереработка высокого уровня передела в Псковской области, по уровню издержек на порядок более выгоден, нежели бизнес по производству и доставке электроники в регионы России.

Примечательным индикатором потенциала развития служит не только расстановка приоритетов в виде диверсификации высокотехнологичного бизнеса в сторону деревообработки. Несмотря на значительные доходы от высоких цен на нефть в предыдущий период, российские предприятия значительно отстают в разработке новых решений и технологий. Так, Россия заняла 49-е место в недавно обнародованном Глобальном индексе инноваций. По данным Росстандарта, активность российских предприятий по патентованию в международной системе РСТ равна 1%. Объем инвестиций в науку - тоже примерно 1% ВВП. А доля разработанных российских стандартов по системе ИСО/МЭК составляет менее десятой доли процента. "Мы не транслируем в международное пространство правила игры. Не захватываем новые рынки, - отметил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. - Уровень гармонизации при этом относительно высок, он показывает, что в РФ используется достаточно много международных стандартов, - и в этом смысле рынок открыт для глобальных инвесторов. Но в целом это говорит не столько о конкурентоспособности нашей экономики, сколько о результатах заимствования".

Тенденцию к регионализации подтверждают прогнозы темпов роста мировой торговли. Как считает глава датской A.P. Moller-Maersk A/S Нильс Андерсен, они останутся примерно на уровне прошлого года в размере 4-5%. Это объясняется тем, что западные компании стремятся репатриировать свои производства. При этом некоторые ключевые торговые маршруты уже пострадали от избыточного предложения судов, которое судоходные компании не торопятся сокращать в ожидании роста.

Впрочем, как считает директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Андрей Точин, влияние глобальных рынков на интеграционные процессы на сегодняшний день уступает свое значение более локальным инициативам. Об укреплении тенденций региональности свидетельствуют программы Трансатлантического партнерства, торгово-экономические блоки стран АТР. "Однако макрорегиональное сотрудничество имеет и свои вызовы, прежде всего это втягивание в игру по правилам центров силы и создание определенных барьеров входа в эти торговые объединения. Кроме того, здесь существуют и классические экономические угрозы, например замедление экономического развития Китая или спад в Еврозоне", - полагает он. В целом, как отметил эксперт, в мире наблюдается некоторое уменьшение объемов экспортных операций. И здесь создание Евразийского экономического союза включает определенные механизмы защиты и поддержки отечественных производителей.

Однако на новом пространстве взаимодействия возникают свои камни преткновения. Так, с конца минувшего года длится спор между РФ и Беларусью о транзите. С одной стороны, здесь выступает Россельхознадзор, который настаивает на том, что растительная продукция через территорию РФ в третьи страны должна идти через пункты пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза. С другой - белорусская таможня, задержавшая транзит электроники из Калининградской области.

Как отмечает директор по развитию бизнеса ОАО "РЖД Логистика" Денис Мазурин, основные сложности клиентов в период кризиса заключаются не только в давлении издержек и росте стоимости перевозок, но и в ограниченном контроле над внешними и внутренними грузопотоками. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития на сегодня является организация комплексного транспортно-логистического обслуживания предприятий, которое позволяет нормализовать работу по подводу вагонов к порту, уменьшить затраты на пользование инфраструктурой ОАО "РЖД" и достичь увеличения среднесуточной выгрузки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру02.02.2015