21-09-19 / 2019
Новости отрасли
Регион на перекрестке

В следующем году ОАО "РЖД" планирует осуществлять перевозки через Калининградскую область без бумажного документа В Калининграде 17–18 сентября состоялась международная транспортно-логистическая конференция "PRO//Движение.Запад". В ходе прошедших дискуссий участники пришли к выводу о необходимости введения электронного оформления транспортной документации при организации мультимодальных перевозок.

По словам начальника Калининградской железной дороги Виктора Голомолзина, транспортный узел региона является частью проекта "Новый шелковый путь" и перевозки через него становятся более востребованными. Магистраль имеет два сухопутных железнодорожных погранперехода с Литвой по колее 1520 мм (Кибартай/Чернышевское и Пагегяй/Советск) и два сухопутных погранперехода по колее 1435 и 1520 мм с Польшей (Мамоново/Бранево и Железнодорожный/Скандава)."Безусловно, "Новый шелковый путь" является одним из наиболее значимых транспортно-логистических проектов последних лет, – считает генеральный директор ЗАО "Линии МАНН" Андрей Барков, – и постоянно увеличивающийся объем перевозок постепенно приближает нас к знаковой цифре – 1 млн контейнеров в год. Постоянно увеличивающийся объем, обгоняющий развитие инфраструктуры, может привести к появлению узких мест.

Для того чтобы сохранить заявленные сроки доставки грузов, разрабатывается мультимодальный маршрут с учетом морского плеча через порт Калининград. Если же говорить про увеличение объемов, то можно рассматривать порт Росток (Германия) как хаб для мультимодальных перевозок. Благодаря своему географическому положению, удобному железнодорожному сообщению с западом и югом Европы он может претендовать на роль основного хаба".

По его словам, основным инструментом для создания единого пространства является введение единого транспортного документа.

"Если рассматривать мультимодальный маршрут Верона – Росток – Калининград – казахстанско-китайская граница, то мы понимаем, что в данном случае сегодня мы должны работать в условиях трех транспортных договоров. Это вносит дополнительные издержки", – пояснил Андрей Барков.

"Необходимо использовать единый транспортный документ при осуществлении мультимодальных перевозок. Работа по единому унифицированному документу сэкономит как минимум 12 часов", – заключил Андрей Барков.

В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило рассказал о законодательных изменениях, которые поспособствуют развитию транспортного коридора через Калининградскую область.

"На сегодняшний день мы активно занимаемся совершенствованием законодательства. Та же самая скорость движения напрямую зависит от отсутствия излишних барьеров на стыках. В связи с этим мы поставили себе задачу на ближайшую пару лет существенно либерализовать транспортное законодательство, и этот год проходит под знаком достаточно существенных транспортных изменений.

Так, мы очень долго подходили к тому, чтобы изменить налоговое законодательство и исключить налог на добавленную стоимость (НДС) при перевозке порожних контейнеров и вагонов. Недавно Государственная дума РФ в первом чтении поддержала этот законопроект. Мы рассчитываем, что до конца года будут внесены соответствующие поправки и мы сможем этот юридический казус в нашей работе исключить", – рассказал Алексей Шило.

Как ранее сообщал "Гудок", в начале прошлой недели Государственная дума одобрила в первом чтении законопроект о предоставлении нулевой ставки НДС на международные транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов. Действующие нормы Налогового кодекса РФ устанавливают ставку НДС 0% только в отношении международных транзитных перевозок товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при осуществлении таких перевозок. В то же время транзит порожних контейнеров и грузовых вагонов сегодня подлежит налогообложению НДС по ставке 18%.

"Второе важное направление, которое поспособствует развитию транзитных перевозок, – продолжил Алексей Шило, – это июньское внесение изменений в указ президента страны о перевозках санкционных товаров. Безусловно, потребовался целый ряд технологических решений, чтобы это стало возможным. В первую очередь это развитие электронных пломб. Сейчас мы находимся в ожидании, в ближайшее время выйдет постановление правительства, которое сделает эти перевозки возможными. Соответственно, на сети появятся дополнительные объемы грузов.

Кроме этого, сегодня мы вносим достаточно много изменений в нормативные акты, которые обеспечивают перевозки внутри страны. Так, внесены изменения в правила перевозок скоропортящихся грузов. Мы дали возможность нашим клиентам самим выбирать тот тип подвижного состава, в котором они будут возить эти товары.

Нам очень часто задавали вопрос, почему сегодня, например, те же рыбные консервы можно спокойно возить в автомобиле, но нельзя возить по железной дороге без использования рефрижераторного подвижного состава. Мы этот момент устранили. В декабре вступает в силу новое правило, которое позволит нам также привлечь дополнительные объемы.

Изменились дополнительные правила перевозки грузов с охраной, правила заполнения перевозочных документов, а также ряд других элементов, которые сделают гораздо более простой и доступной перевозку по железной дороге", – рассказал Алексей Шило.

По его словам, активно развивается электронное взаимодействие с Федеральной таможенной службой. ОАО "РЖД" планирует в следующем году полностью перейти на так называемый электронный транзит по территории РФ со странами ЕАЭС, когда перевозка будет осуществляться без единого бумажного документа. "Подобные сервисы развиваются и при организации мультимодальных перевозок. В начале сентября во Владивостоке была оформлена первая партия контейнеров, перегружаемых с моря на железную дорогу, по технологии ИНТЕРТРАН, благодаря чему удалось перейти на полностью безбумажную технологию, существенно сократить время обработки груза в порту", – заключил Алексей Шило.

"В этом году реализован новый сервис ускоренной доставки грузов из Калининграда в Китай и обратно путем включения в транзитные контейнерные поезда контейнеров с продукцией местных производителей, – заявил Виктор Голомолзин. – Развитие этих перевозок снижает дисбаланс транзитных грузопотоков в коридоре Китай – Европа – Китай и повышает эффективность использования вагонов колеи 1520 мм".

Как отметил член правления Rail Cargo Group Томас Каргл, у калининградского коридора есть все необходимое, чтобы занять важное место в логистической связи Европы и Азии.

"Сегодня обороты нашего партнерства с Китаем составляют порядка 600 тыс. TEU. Мы не собираемся останавливаться и продолжаем развивать этот проект. Так, мы планируем увеличение объемов перевозок на 40% в течение следующих пяти лет и ожидаем, что Калининград станет неотъемлемой частью этой международной железнодорожной сети.

В настоящий момент мы пытаемся добиться транзитного времени от 14 до 16 дней. Чтобы этого достичь, необходимо усердно развивать калининградское направление. И самое важное тут – документация. Мы хотели бы внедрить стопроцентную электронную документацию между Азией и Европой, чтобы всевозможные таможенные документы могли быть отправлены в цифровом виде заранее, и к моменту прибытия поезда они уже были готовы. Тогда не нужно будет долго проверять поезд на границе. Я уверен, что только электронное оформление документов позволит нам улучшить обработку поездов и скорость прохождения поездов с обеих сторон", – пояснил Томас Каргл.

"Помимо контейнерных, в сегменте перевозок высокодоходных грузов совместно с немецкой компанией Altman и китайской компанией Sino Worlink в прошлом году впервые реализован проект ускоренной доставки легковых автомобилей премиум-класса из Германии в Китай с перегрузом на Калининградской железной дороге, – отметил Виктор Голомолзин. – Мы провезли в этом сервисе целый маршрут всего за 12 суток, морским путем доставка занимает 45–60 суток, и обеспечили полную сохранность груза, тогда как при доставке морским транспортом повреждаемость дорогого товара превышала 50%. Этот проект получил высокую оценку партнеров, и сейчас ведется работа по его продолжению. Аналогичный сервис доступен для доставки легковых автомобилей из Китая в Европу, а также по сухопутному маршруту через Забайкальск".

"В сентябре этого года мы планируем совершить прямой перегруз легковых автомобилей, следующих транзитом из Германии в Китай, – поделился начальник отдела логистики ООО "Новик Рейл" Михаил Акчибаш. – Это уникальный проект, потому что перегрузка автомобилей будет осуществляться на комбинированном железнодорожном пути напрямую из европейских вагонов в российские. Автомобили не будут касаться земли, что очень важно, потому что ускорится процесс перегрузки и упростятся таможенные процедуры, так как перегрузка осуществляется в зоне таможенного контроля без необходимости в помещении дополнительной зоны таможенного контроля.

На станции Черняховск имеется комбинированный путь со смещением. То есть вагоны колеи 1435 мм ставятся к вагонам колеи 1520 мм, и через специальные разработанные нашей компанией переходные мостки осуществляется перегруз автомобилей без касания земли".

"Когда мы, железнодорожники, начали заниматься транзитом, мы попытались проанализировать и понять, какую изюминку мы можем найти в нашем взаимодействии с портом Калининград, – рассказал начальник Калининградского ТЦФТО Иван Беседин. – Все мы знаем, что сухопутные железнодорожные маршруты зачастую испытывают определенные сложности при передаче вагонопотока через железнодорожные пункты пропуска. Также присутствует ряд инфраструктурных ограничений – например, глобальная стройка и обновление железнодорожной инфраструктуры в Польше. Порт Калининград – неглубоководный, большие суда в него не заходят, тогда как он еще и окружен такими монстрами, как Клайпедский порт и порт Гданьск. Погрузившись в тематику, мы поняли, что именно в части развития транзитных перевозок с европейскими и Скандинавскими странами находимся в очень выигрышном положении.

Конечно, в неглубоководном порту мы без всяких осложнений принимаем фидерное судно, которое впоследствии без проблем уходит в любую точку мира. В частности, с портом Роттердам мы уже осуществили такую перевозку, чего нельзя было бы сделать в других крупных портах, ведь их приоритет – это большие суда. Зачастую маленькие фидерные суда до нескольких суток стоят, чтобы просто подойти под погрузку. У нас же таких проблем и ограничений нет".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.09.2019