09-12-20 / 2020
Новости отрасли
Реформы заставляют себя ждать

Евросоюз оценил состояние железнодорожной отрасли на Украине

В начале декабря Европейский союз опубликовал ежегодный отчет о реализации соглашения об ассоциации с Украиной, где, в частности, говорится о финансовом состоянии АО "Укрзализныци" (УЗ), а также о проблемах в железнодорожной отрасли. Если не будут завершены реформы, которые обозначены в документе, к примеру либерализован рынок перевозок, это может повлиять на дальнейшее финансирование и кредитование проектов государственной компании Украины.

В своем отчете Европейский союз отмечает критическое финансовое положение АО "Укрзализныця".

По последним официальным данным, в январе – июне 2020 года УЗ получила 8,792 млрд грн (257 млн евро) чистого убытка, а за аналогичный период 2019 года ее чистая прибыль составила 1,065 млрд грн (31,1 млн евро).

При этом чистый доход УЗ от реализации продукции (товаров и услуг) за январь – июнь 2020 года составил 35,623 млрд грн (1 млрд евро, на 19,42% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). По итогам 2020 года УЗ ожидает получить убыток в размере 12-14 млрд грн (от 350,7 до 409 млн евро).

По словам председателя правления УЗ Владимира Жмака, компания рассчитывает на поддержку международных финансовых институтов.

Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, вступило в силу 1 сентября 2017 года. Оно способствует углублению политических и укреплению экономических связей, а также является основой для сотрудничества между странами.

Как сказано в отчете, начиная с 2014 года ЕС вместе с европейскими финансовыми учреждениями мобилизовал беспрецедентный пакет поддержки в размере более 16,5 млрд евро в виде грантов и кредитов для поддержки реформ на Украине.

Однако отсутствие дальнейшего реформирования в железнодорожной отрасли может стать одним из формальных поводов для отказа в финансировании и кредитовании со стороны ЕС.

В документе указано, что Украина может рассчитывать на поддержку Евросоюза только после того, как "вернется на путь продолжения реформ".

В ЕС отмечают, что на Украине до сих пор не приняты ключевые законы об открытии рынков, включая закон о железнодорожном транспорте.

В сентябре текущего года министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявлял, что подкомитет по вопросам железнодорожного транспорта комитета Верховной рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры провел на тот момент около десятка заседаний, но ни разу не обсудил законопроект о железнодорожном транспорте.

Отметим, что в Раде зарегистрировано два законопроекта о железнодорожном транспорте. Первый из них, за № 1196, подан депутатами фракции "Европейская солидарность" 29 августа 2019 года. Второй, который считается основным, подан народными депутатами от "Слуги народа" – законопроект № 1196-1 зарегистрирован 6 сентября прошлого года и передан на рассмотрение профильного комитета 9 сентября.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он разработан с целью либерализации в сфере железнодорожного транспорта и создания условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Задачей его принятия является создание условий для развития конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок с учетом основных требований законодательства ЕС. Он также определяет основные требования, обязанности и права оператора инфраструктуры, перевозчика, основные требования к подвижному составу и основы деятельности операторов подвижного состава.

Также в списке невыполненных обязательств Украины перед Евросоюзом оказались законы об опасных грузах и мультимодальных перевозках.

Помимо этого все еще не принят план действий по реализации Национальной транспортной стратегии, а также комплексный план действий по реформированию инфраструктурных проектов, что замедляет внедрение европейских стандартов в стране.

Как ранее сообщал "Гудок", УЗ планируют разделить на четыре вертикали – грузовую, пассажирскую, производственную и инфраструктурную – до конца 2021 года, что также является одним из важнейших условий для получения европейских инвестиций.

"Нам не хватает законодательства, но с законом или без мы все равно движемся в сторону анбандлинга (разделение актива. – Ред.), и это для нас одна из приоритетных целей. Надеюсь, что в конце года мы выйдем на финальное понимание, чтобы в 2021 году уже воплощать это в жизнь", – отметил Владислав Криклий.

Стоит отметить, что в конце июля текущего года Украина подписала меморандум с ЕС о получении макрофинансовой помощи в размере 1,2 млрд евро.

Первый транш в 600 млн евро поступил практически сразу, а для второй части нужно выполнить определенные условия.

Предполагается, что все прописанные в меморандуме реформы необходимо завершить в течение ближайших 12 месяцев, а если этого не произойдет, то ЕС оставляет за собой право отказаться от выплаты второго транша.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.12.2020