20-11-09 / 2009
Новости отрасли
Реформирование железнодорожной отрасли, рассчитанное на период до 2010 года, находится на завершающем этапе - Якунин

ОАО "Российские железные дороги" является одной из крупнейших в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок. Ежегодно компания перевозит около 1,3 млрд пассажиров, что составляет шестую часть населения земли. Годовой объем перевозки грузов достигает более 1,3 млрд тонн. Сейчас реформирование железнодорожной отрасли, рассчитанное на период до 2010 года, находится на завершающем этапе. И мы уже можем говорить о первых итогах реализации реформы. Так, в области государственной политики за последние годы наблюдается стабильный рост устойчивости работы транспортной системы, снижение транспортной нагрузки на экономику. Растет обеспеченность потребителей услугами железнодорожного транспорта, уровень безопасности перевозок.

Одним из главных результатов реформы стала существенная активизация инновационного процесса в отрасли. При этом его темпы не отставали от темпов роста инвестиций в целом по экономике. С одной стороны, это вызвано ростом платежеспособности железнодорожного транспорта, связанного с ростом доходов и востребованности его услуг, с другой стороны, развитием института частных собственников подвижного состава. По минимальным оценкам, с начала реформирования отрасли частный бизнес вложил в приобретение подвижного состава более 300 млрд рублей.

В следующем году программа структурной реформы будет завершена. Но мы уже сейчас представляем себе, куда будет развиваться железнодорожный рынок дальше. Перед отраслью ставятся новые задачи и повышаются требования к качеству и эффективности работы железных дорог.

Основополагающий документ этого движения - "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" - был утвержден правительством России в первой половине прошлого года. Более четко принципы реформы на среднесрочную перспективу прописаны в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

Проект Целевой модели определяет стратегические цели, приоритеты и направления развития сегмента грузовых железнодорожных перевозок, основные направления развития государственной политики в этой области, структуру рынка и принципы взаимодействия его основных участников.

Разумеется, сейчас в реализацию этих документов внесены поправки, учитывающие сложную экономическую ситуацию в мире. Кризис - явление, с которым нам придется считаться и соотносить свои планы и возможности еще как минимум несколько лет. На предстоящую трехлетку мы планируем продолжить реализацию комплексной программы по сокращению издержек, но этого недостаточно - необходимо решать задачи повышения общеотраслевой эффективности.

Прежде всего, необходимо создать новую систему управления парком грузовых вагонов, основная доля которых стала приватными. Допускать рост доли порожнего пробега, увеличение простоев, непредсказуемое для инфраструктуры перемещение вагонов по сети в условиях кризиса недопустимо. Компания проработала необходимые решения, их в целом поддержали операторское сообщество и регуляторы.

До конца текущего года мы завершим подготовку пакета документов, необходимых для создания "Второй грузовой компании". Таким образом, в следующем году будут созданы все условия для равноправной конкурентной среды в сфере оперирования грузовыми вагонами. - Владимир Якунин

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия20.11.09Структурная реформа