15-05-12 / 2012
Новости отрасли
Реформирование ж/д транспорта не должно иметь целью сокращение операторских компаний, считает председатель НП ОЖПС Ольга Лукьянова

Реформирование железнодорожного транспорта не должно иметь целью сокращение операторских компаний, наоборот, многоукладность на рынке предоставления подвижного состава является залогом обеспечения баланса интересов сторон, уверена председатель НП операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова.

- Ольга Вениаминовна, очевидно, что главным вопросом реформирования отрасли становится разработка технологии управления вагонопотоками, адекватной новым реалиям. В этой связи все настойчивее звучат предложения обеспечить практическую реализацию положений Целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок, предусматривающих работу в общесетевом масштабе только трех-четырех операторских компаний вместо 2 тыс. действующих сегодня. Считаете ли Вы такой сценарий эффективным?

- Сразу хотелось бы уточнить, что Целевая модель не является нормативным документом (так как не утверждена постановлением правительства РФ) и ее положения, соответственно, не требуют буквального выполнения. Более того, на сегодняшний день ни у РЖД, ни у Минтранса, ни у других регуляторов нет законченной, детально расписанной концепции грузовых перевозок. У самих регуляторов встречаются диаметрально противоположные точки зрения. Первая - за либерализацию рынка, вторая - за обезличивание парка. Целевая модель рынка только наносит удар по единственному достижению реформы железнодорожного транспорта - обновлению и увеличению вагонного парка за счет вложения денежных средств компаний, конкурирующих друг с другом. Кроме того, в отличие от расхожего мнения, по нашим подсчетам, на сети РЖД - лишь около 300-400 операторских компаний. Не все из них заметны на рынке, так как обслуживают определенных клиентов, либо работают на определенных полигонах, либо имеют небольшой парк. В то же время показатели работы у небольших компаний бывают лучше, чем у крупных игроков. Например, процент порожнего пробега, оперативность в подаче подвижного состава, работа без предоплаты. В частности, анализ работы членов нашего партнерства показал, что средний размер порожнего пробега по универсальному подвижному составу составил 12%.

- Тем не менее принято считать, что будущее отрасли - за консолидацией…

- Это только одна из точек зрения, при этом, строго говоря, никакими расчетами и выкладками не подкрепленная. Именно поэтому одной из важнейших наших задач является популяризация, то есть пропаганда идеи необходимости присутствия небольших операторских компаний на рынке грузовых перевозок. Недавно на наш вопрос: "Как улучшить работу небольших грузоотправителей?", заданный одному из топ-менеджеров РЖД, нам ответили: "Если им не удастся консолидировать свои отправки на базе крупных логистических центров, то они должны будут уйти с сети". Мы считаем, что это неверный подход. Экономически не доказана нерентабельность мелкогрупповых и повагонных отправок. Только тот факт, что это отправители грузов второго и третьего тарифных классов, говорит об обратном. Наличие на сети небольших операторских компаний страхует небольших отправителей от отсутствия подвижного состава. Наша формула: крупный отправитель должен работать с крупным оператором, мелкий - с мелким. Небольшой операторской компании предпочтительно работать с крупным отправителем, в случае если есть несвойственные или уникальные отгрузки в основном повагонными отправками.

- Но способны ли небольшие компании соблюдать высокие стандарты, даже просто отслеживать перемещения собственных вагонов?

- Наше партнерство было создано прежде всего для объединения усилий малых и средних операторских компаний в решении проблем, возникающих при выполнении грузовых перевозок. Сейчас мы уже гораздо реже сталкиваемся с позицией, в соответствии с которой небольшие операторы только вредят рынку, неэффективно управляют своим парком и т. д. Мы доказали и продолжаем доказывать, что грамотное управление вагонным парком зависит не от величины компании, а от профессионализма ее работников. Даже самые небольшие операторы имеют десятки прямых контрактов с грузовладельцами по всей стране. Члены партнерства активно используют подвижной состав друг друга при перевозках или оказывают посреднические услуги при организации плановых и текущих ремонтов также друг другу. У всех до единого заключены договоры с РЖД на использование электронной цифровой подписи при перевозках порожних вагонов. Поэтому все заявления, что малые и средние операторы не в состоянии отслеживать местонахождение своих вагонов, не имеют договоров с грузоотправителями или совершают большие порожние пробеги, - либо сознательная ложь, либо не имеющая отношения к реальности болтовня.

- Какими видятся наиболее перспективные направления повышения эффективности деятельности мелких операторов?

- Большое внимание в партнерстве уделяется справочно-аналитической работе. Мы информируем своих членов об изменениях в законодательстве и практике его применения, о новшествах в грузовой работе, ремонте и эксплуатации подвижного состава. Кроме того, все более актуальным становится проведение исследовательских и оценочных работ для членов партнерства. Так, например, с одним из научно-исследовательских институтов проводится работа по определению роли небольших операторов в перевозочном процессе. Безусловно, большое значение имеет взаимодействие с органами власти и ОАО "РЖД", причем не только по общим вопросам, но и по проблемам отдельных собственников подвижного состава.

Перспективное направление нашей работы - введение общих стандартов в работе небольших собственников подвижного состава. Но следует отметить, введение новых стандартов затруднено тем, что за пределами нашего партнерства остается более ста операторских компаний, на которых эти стандарты распространяться не будут. Важнейшей задачей НП ОЖдПС является объединение усилий своих членов для решения общих производственных и коммерческих задач. Для этого партнерством в ближайшее время будет запущена двухсоставная электронная биржа - биржа грузов и биржа вагонов. На ней со стороны собственников будут только операторы, реально имеющие вагонный парк, а со стороны грузовладельцев - зарегистрированные в системе РЖД. Основными клиентами данной биржи будут малые и средние грузоотправители.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru14.05.12Низкая эффективность "малышей" - это миф!