24-10-06 / 2006
Новости отрасли
Реформа железных дорог по программе Росжелдора

Согласно программе Росжелдора "Реформирование рынка железнодорожного транспорта в период до 2015 года", уже в 2007 году в России должны появиться независимые перевозчики грузов в рамках отдельных маршрутов, видов грузов и подвижного состава. До 2010 года, по оценкам ведомства, частные компании смогут получить 10% рынка перевозок, общий объем которого составит 1,25 трлн руб. Специализированные дочерние общества ОАО РЖД должны получить 20% рынка, сама монополия -- 70%. При этом ОАО РЖД будет контролировать 40% вагонного парка страны, еще 60% -- частные перевозчики и операторы подвижного состава. В услугах локомотивной тяги независимые компании должны получить к 2010 году 10% (ОАО РЖД -- 90%), в ремонте грузовых вагонов -- 50%, в ремонте локомотивов -- 10%, в экспедировании -- 75%.

Для реализации этой схемы Росжелдор считает необходимым сделать публичными услуги ОАО РЖД по локомотивной тяге. А для стимулирования независимых перевозчиков совокупность тарифной нагрузки за использование инфраструктуры и локомотивной тяги должна быть ниже, чем провозная плата за перевозку приватного вагона локомотивом ОАО РЖД. "Экономические барьеры выхода на рынок частных перевозчиков необходимо минимизировать",-- говорится в концепции. Кроме того, предполагается выделение ремонтных структур в дочерние общества ОАО РЖД, а также создание монополией совместных предприятий с частными инвесторами и продажа части депо частным владельцам.

К 2015 году, по мнению Росжелдора, рынок грузоперевозок должен быть разделен так: 20% у независимых перевозчиков национального уровня, 20% -- у специализированных независимых компаний, 20% -- у специализированных дочерних структур ОАО РЖД, 40% -- у Федеральной перевозочной грузовой компании, на 100% принадлежащей государству. В услугах по локомотивной тяге частники получат 30%, соотношение вагонного парка останется неизменным, все предприятия по ремонту грузовых вагонов будут независимыми, по ремонту локомотивов доля независимых составит 30%.

Еще в июне сразу несколько операторов - Новая перевозочная компания, Независимая транспортная компания, "Трансгарант" и "Трансойл", гендиректором которой тогда был Ромашов, просили Минтранс допустить частников на рынок перевозок. Как и РЖД, частники будут обязаны предоставлять локомотивы всем, никому не отказывая, но и на это частные операторы готовы даже без тарифных скидок, уверена председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. Бесспорно и то, что Грузовая компания не должна зависеть от РЖД, добавляет она.

Представители РЖД возмущены такими предложениями. Рынок совершенно не готов к тому, что на нем появятся несколько перевозчиков, уверен старший вице-президент РЖД Федор Андреев. Особый вопрос может возникнуть с экспортными перевозками, ведь во всех соглашениях со странами СНГ присутствует только национальный перевозчик - РЖД, добавляет советник Андреева Алексей Тайчер. Источник, близкий к РЖД, подсчитал, что на тарифных послаблениях для частников монополия будет терять около 47 млрд руб. в год. Еще $3-4 млрд РЖД потеряет, лишившись будущего IPO Грузовой компании, провести которое планирует в 2008 г., говорит Андреев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости24.10.2006Монополия в опасности
Коммерсант24.10.2006Реформа железных дорог по версии Росжелдора
Коммерсант24.10.2006Пути сообщения разошлись