13-05-14 / 2014
Новости отрасли
Реформа железной дороги ничего не дала – президент РЖД Якунин

Реформа в РЖД так и не смогла улучшить ни скорость грузовых перевозок, ни, собственно, их качество. Сейчас РЖД, по сути, не монополия, однако железнодорожные перевозки так и не стали более эффективными. Об этом сегодня передают российские средства массовой информации.

Как известно, российское правительство утвердило реформу по перестройке железных дорог государства в мае 2001 года. Одним словом ее замысел можно охарактеризовать как «эффективность». Причем во всех аспектах данного сектора. Согласно тогдашним ожиданиям правительства, уже в 2010 году должен был быть сформирован рынок услуг в области железнодорожных перевозок, а также снижение уровня затрат на перевозку грузов. Согласно распространенным данным Владимира Якунина, занимающего пост президента РЖД, сегодняшняя ситуация в данном секторе нисколько не улучшилась. В направленном к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письме он отметил, что итоги реформы РЖД не достигают тех целей, которые были поставлены правительством в начале 2001 года.

По мнению Якунина, сейчас одной из базовых проблем РЖД является большое количество лишних грузовых вагонов. Согласно официальным данным прошедшего года, РЖД передала все свои последние вагоны дочернему предприятию - Федеральной грузовой компании. Сегодняшний парк вагонов достигает 1,2 миллиона штук. При этом для эффективных перевозок достаточно и 950 тысяч вагонов. Столь сильный излишек вагонов в несколько раз затрудняет и ограничивает пропускную способность. В том числе негативные тенденции сказываются и на маневренности инфраструктуры, что препятствует передвижению грузопотоков в стране и на порядок снижает время и скорость доставок грузов. С мнением президента РЖД полностью согласны многие операторы железнодорожного сектора. К примеру, в официальных материалах некоммерческих организаций, как например "Совет участников рынка по услугам операторов", рост избыточности вагонов отмечен как негативный фактор, который способствует только ухудшению пропускной способности.

Эксперты раздела "Новости России" журнала инвесторов "Биржевой лидер" отмечают, что, начиная с 2007 года, показатель скорости движения по сети РЖД вагонов снижался ежегодно на чуть больше двадцати процентов, вплоть до 234 километров в сутки. Также отмечены негативные факторы в области погрузки. Снижение ежегодно было на семь процентов, до 1,2 миллиарда тонн. Единственный показатель, который показал рост, был оборот вагонов. Он вырос с 11 до 16,9 в сутки. При этом показатель по средней производительности каждого отдельно взятого вагона снижался с 2007 года каждый год на восемнадцать процентов, вплоть до 4,3 тысячи километров на один вагон в сутки.

Реформа не дала ожидаемых результатов.

Сейчас РЖД активно сотрудничает с операторами грузоотправителя над вопросом более эффективной оптимизации и маршрутизации отправок массовых грузов. По сути, все это позволяет снизить до минимальных значений как сортировку грузовых вагонов, так и многие другие маневренные операции. По словам представителя компании, в РЖД был разработан принципиально новый механизм по отправке грузовых вагонов, соответствуя строгому расписанию. Все это дало ожидаемый результат. Согласно официальным данным, в прошедшем году по средним показателям маршрутная скорость отправок грузовых вагонов составляла чуть больше 520 километров в сутки, а показатель ускоренных контейнерных поездов достиг отметки в 861 километр в сутки. По итогам первого квартала наступившего года, показатель маршрутной скорости поездов (контейнерных) показал рост на 3,6 процента, достигнув отметки в 920 километров в сутки.

Слишком много пустых вагонов.

Также, согласно утверждениям представителя Первой грузовой компании (на сегодня является самым большим оператором в железнодорожной отрасли РФ), показатель скорости на сети определяет возможный риск. В момент, когда начинает возникать сильное скопление вагонов, скорость передвижения понижается. Однако все это происходит не потому, что железнодорожные дороги стали хуже. Довольно сильным негативным фактором служит то, что мощности РДЖ постоянно используются для того, чтобы перевозить не только грузы, но и попросту пустые вагоны. В прошедшем году впервые после сильного финансового кризиса показатель погрузки снизился на 2,8 процента, до отметки в 1,234 миллиарда тонн. При этом показатель грузооборота, наоборот, повысился на 1,7 процента, и сейчас составляет 2,83 миллиарда тонн. Стоит отметить, что в грузообороте ведется учет порожних рейсов. Обще количество последних в прошедшем году выросло, как, собственно, и общее расстояние перевозок. По причине роста частоты порожних рейсов существенно вырастают издержки для многих операторов данного рынка. Им попросту приходится платить за перемещение пустых вагонов на большие расстояния. Сейчас РЖД предпринимает новые шаги для того, чтоб модифицировать и улучшить диспетчеризацию, и, естественно, снизить показатель порожнего пробега. В начале наступившего года предприятие уже выступило с предложением отдавать ей управление всеми пустыми рейсами. Для всего этого российской монополии требуется больше вагонов. Отдать же их пока что согласилась только ФГК, относительно иных переговоров информации нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Биржевой лидер13.05.2014