03-06-15 / 2015
Новости отрасли
Реформа железнодорожной отрасли предусматривает передачу госорганам части функций "Укрзализныци" - законопроект

Министерство инфраструктуры Украины разработало проект закона о реформировании железнодорожной отрасли, предусматривающий, в том числе, передачу части функций Государственной администрации железнодорожного транспорта ("Укрзализныця") государственным органам, в том числе новосозданным, сообщил руководитель департамента по реформированию "Укрзализныци" Евгений Кравцов в ходе презентации документа.

"На сегодня есть администрация железнодорожного транспорта ("Укрзализныця - ИФ), которая в то же время выполняет бизнес-функции, что является неприемлемым, приводит к неэффективности управления и принятия решений. Процедура создания акционерного общества должна разделить бизнес-функции и процессы госуправления. После создания АО, которое, как мы ожидаем, будет завершено в этом году, в "Укрзализныци" будут только бизнес-функции, а функции государственного управления отойдут к госорганам", - сказал он.

По словам Е.Кравцова стратегическая функция формирования госполитики в сфере железнодорожного транспорта останется за Мининфраструктуры. Кроме того, будет создано в качестве отдельного независимого органа агентство, исполняющее функции управления, а также обеспечения равного доступа к инфраструктуре. "Оно будет исполнять административные функции, ведение реестра перевозчиков. И самое главное - в связи с либерализацией рынка перевозок именно агентство будет выполнять функции лицензирования железнодорожных предприятий", - сказал он.

Кроме того, законопроект предусматривает создание Нацкомиссии по регулированию транспорта (НКРТ), которая также войдет в структуру исполнительной власти, однако не будет напрямую подчиняться министерству. "Главное задание комиссии - формирование тарифа на инфраструктуру. Это комплексный вопрос. Главное - создать условия для экономически обоснованных тарифов, которые будут базироваться на расходах на поддержание инфраструктуры и на средствах, которых необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры", - отметил руководитель департамента.

Кроме того, по его словам, планируется создать еще два органа: орган по безопасности железнодорожного транспорта, который будет заниматься выдачей сертификатов безопасности, лицензированием машинистов, независимым контролем безопасности, а также комиссия по расследованию аварий на железной дороге. По словам Е.Кравцова, это должны быть два ведомства, так как сосредоточение указанных функций в одном ведомстве может "привести к конфликту интересов".

Помимо того, в структуре самой "Укрзализныци" со временем может быть создана субхолдинговая компания, на 100% принадлежащая "Укрзализныци", в которую перейдут функции перевозок.

Законопроект также предусматривает изменение подходов к тарифообразованию. В частности, тариф предлагается разделить на три составляющие - инфраструктурную, тяговую и вагонную. Комментируя тяговую составляющую, Е.Кравцов отметил, что со временем планируется либерализировать рынок тяги, когда он к этому будет готов, при этом тарифы на данном рынке будет регулировать сам рынок. Предполагается, что этот процесс займет пять лет.

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский добавил, что процесс либерализации будет происходить постепенно и в обозримом будущем это единственный вариант для улучшения технического состояния тяги. "Чтобы сменить техническое состояние тяги и вагонной компоненты, нужна либерализация. За госсредства, за средства "Укрзализныци" кардинальные изменения сделать будет невозможно", - сказал министр.

А.Пивоварский также добавил, что законопроект предусматривает новый подход к перевозке пассажиров в социальном секторе, который призван вывести пассажирские перевозки на безубыточность. В частности, документ предусматривает введение четкой нормы о том, что льготные пассажирские перевозки должны компенсироваться либо государством, либо из местных бюджетов.

"В данном законопроекте мы четко определяем: есть коммерческие пассажироперевозки, есть социальные. Тариф на социальные перевозки основывается на экономически обоснованной формуле и идет четкое определение того, кто компенсирует убытки железной дороги, - или это заказ государства, или местных органов власти. "Укрзализныця" не должна работать в убыток по соцперевозкам. Мы хотим выйти из виртуальной реальности в денежные отношения. Сейчас получается, что мы предоставляем как бы качественную услугу, а нам ее как бы компенсируют", - сказал А.Пивоварский.

Министр рассчитывает, что данный законопроект может быть принят Верховной Радой осенью текущего года. "Предусматривается, что данный законопроект откроет новую страницу в развитии железной дороги. Он должен изменить философию работы железной дороги", - добавил А.Пивоварский.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.06.2015