05-05-12 / 2012
Новости отрасли
Реформа ж/д транспорта создала новый рынок, рынок услуг частных операторов

Алексей Чернов, ответственный секретарь экспертного совета по дорожному хозяйству и логистической инфраструктуре при Государственной думе РФ, член «Опора России», эксперт Общественной палаты: За пару лет возникли крупные компании с многомиллиардными оборотами: ПГК, ВГК, «ГлобалТранс». Средства массовой информации сообщают нам чуть ли не каждый день об интересе той или иной промышленной группы или финансового института к новому активу в транспортно-логистической отрасли. Идут первые крупные продажи, слияния и поглощения. Но пока вся амплитуда событий затрагивает лишь один сектор рынка перевозок – работу с крупнейшими грузоотправителями сырьевиками. В итоге средний и мелкий бизнес оказывается в конце списков грузоотправителей. Так устроен бизнес крупных перевозчиков: десятки, но не сотни и тысячи клиентов составляют основу клиентской базы таких компаний.

Наверное, не надо объяснять экономическую целесообразность и упрощённое администрирование первоочередной работы с крупными клиентами, вот только средние и мелкие компании, которые не интересны крупным перевозчикам, вынуждены сами пытаться выстроить свои логистические связи, закупив или взяв в аренду подвижной состав. Проблема носит системный характер и ведёт к увеличению дефицита пропускной способности российских железных дорог. Средние и мелкие отправители (как правило, предприятия, работающие на узкопрофильных рынках), обладающие опытом оперирования парком и необходимым грузооборотом для эффективной конкуренции, терпят убытки, копят простои и забивают подъездные пути.

Конечно, рынок перевозок для среднего и малого бизнеса менее доходен и требует очень больших затрат по его администрированию. Но данная ниша существует, и хочется надеяться, что в скором будущем мы увидим появление игроков с тысячами мелких клиентов. Уже сейчас есть игроки, обладающие такой компетенцией. Конечно, это по большей части специализированные компании, работающие на монорынках: зерновом, деревообрабатывающем, рынке минеральных удобрений и т. д. Но вместе с тем по мере накопления их опыта и компетенции можно ожидать превращения именно таких компаний в системных продавцов розничных услуг. При этом такие игроки не будут конкурировать с крупными компаниями, так как будут работать в принципиально другом сегменте, а средний и мелкий бизнес получит, наконец, недорогую, но квалифицированную логистическую услугу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru04.05.12Средний бизнес