22-06-19 / 2019
Новости отрасли
Реформа управления

Кабинет министров Украины утвердил стратегию развития УЗ на ближайшие пять лет.

На заседании правительства Украины 12 июня утверждена стратегия развития АО "Укрзализныця" на 2019–2023 годы. Документ регулирует вопросы тарифной политики перевозчика, его реорганизацию и долгосрочную инвестиционную программу.

Согласно стратегии, управление грузовыми и пассажирскими перевозками, логистикой, инфраструктурой, производством и сервисом УЗ будет осуществляться из единого корпоративного центра.

"Среди первоочередных задач – реформирование системы принятия решений в компании, – рассказал председатель наблюдательного совета УЗ Шевки Аджунер. – Когда ключевые процессы, такие как закупки, капитальные инвестиции, планирование содержания и ремонтов, будут проходить на уровне главного исполнительного офиса. Раньше такие решения принимались на различных региональных уровнях".

Стратегия закладывает ключевые принципы масштабной реформы в сфере перевозок, провести которую предстоит в ближайшие три года. В области пассажирских перевозок в документе отмечается необходимость обеспечения их безубыточности, в связи с чем предлагается разделить пассажирское направление на две категории: коммерческое и социально значимое. Коммерческая категория включит в себя все скорые и ускоренные поезда, а также купейные и спальные вагоны. Цены на билеты в данном сегменте будут установлены на уровне покрытия всех затрат в совокупности с обоснованным уровнем рентабельности. В социально значимых пассажирских перевозках услуги будут предоставляться по сниженным ценам, а финансовые потери компании компенсируют из государственного бюджета.

По словам Шевки Аджунера, для успешного развития компании необходимо создать финансово-экономическую стабильность.

"Проблема в том, что в прошлом УЗ заставляли оказывать услуги по более низким ценам, а порой даже ниже себестоимости. И следствием этого стали нехватка финансовых ресурсов, плохое состояние наших активов, особенно в локомотивном секторе. Наша стратегия позволит компании делать необходимые инвестиции, чтобы обеспечивать конкурентоспособность украинской экономики и работать для граждан Украины", – резюмировал Шевки Аджунер.

В структуре УЗ предусмотрено функционирование отдельной пассажирской компании и грузоперевозчика UZ Cargo. Кроме того, утвержденная стратегия предусматривает появление на железнодорожной сети частных перевозчиков грузов и пассажиров, которым УЗ будет предоставлять услуги доступа к инфраструктуре.

В пригородном сообщении социальная функция будет возложена на местные власти. С ними пассажирская компания УЗ будет заключать отдельные контракты и договариваться о компенсации в случае установления цен на билеты ниже себестоимости. В 2021 году предусматривается внедрение новой системы управления перевозками и системы управления безопасностью, а в 2022 году – внедрение государственно-частного партнерства и программ, которые финансируются за счет госбюджета.

Программу реорганизации УЗ, согласно утвержденной стратегии развития, намерены провести в период с 2020 по 2022 год, а приводить тарифы к экономически обоснованному уровню планируют начать уже в текущем году.

В рамках рационализации активов государственной компании стратегия развития АО "Укрзализныця" на 2019–2023 годы предусматривает определение малодеятельной инфраструктуры и путей ее финансирования, определение оптимального количества и расположения производственных подразделений, определение непрофильной деятельности и принятие решений относительно активов, которые необходимы для ее ведения, а также достойный уровень соцобеспечения сотрудников.

В течение трех месяцев после утверждения стратегии развития будет утвержден план ее реализации. Как минимум раз в полгода правление УЗ будет отчитываться перед наблюдательным советом государственной компании о реализации стратегии.

"Каждое новое руководство приходит в УЗ и пишет новую стратегию развития, – поделился мнением глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко. – При этом все забывают о главном – необходимости ее реализации. Разрабатывал стратегию наблюдательный совет УЗ. К компетентности ее членов в целом есть большие вопросы. Они не умеют ставить задачи, обеспечивать результат, у них нет мотивации и понимания проблемных вопросов деятельности компании. Эта стратегия не имеет целевых показателей, KPI для менеджмента, целей по повышению эффективности и снижению затрат. А значит, УЗ с начала ставит некорректные стратегические цели, которые заведут отрасль и экономику в еще больший тупик".

Напомним, 5 апреля текущего года АО "Укрзализныця" повторно представило в кабинет министров Украины стратегию развития, после того как в феврале правительство вернуло документ на доработку.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.06.2019