13-05-14 / 2014
Новости отрасли
Реформа РЖД не улучшила ни качество, ни скорость грузовых перевозок

РЖД формально больше не монополия, но железнодорожные перевозки не стали эффективнее

Программу реформы железных дорог правительство РФ одобрило 18 мая 2001 г. Коротко можно сказать, что ее лозунг эффективность во всем. Ожидалось, что уже к 2010 г. сформируется рынок услуг железнодорожного транспорта, снизятся затраты на перевозку грузов и т. п. По данным президента РЖД Владимира Якунина, ситуация на железной дороге не улучшается. Об этом он в начале года написал в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Лишние вагоны

Основная проблем рынка, по мнению Якунина, излишнее количество грузовых вагонов. (РЖД в 2013 г. передала последние вагоны своей "дочке" Федеральной грузовой компании.) Парк вагонов сегодня 1,2 млн штук, а для перевозок необходимо 900 000-950 000. Это "ограничивает пропускную способность и маневренность инфраструктуры, препятствует движению грузопотоков и снижает скорость доставки грузов", пишет президент РЖД. С ним согласны и железнодорожные операторы, видно из материалов некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов". В них рост профицита вагонов (как относительно объема предъявляемых к перевозке грузов, так и пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры) отмечен как негативный фактор.

Скорость движения на сети РЖД с 2007 г. (год исторического максимума всех показателей деятельности РЖД) снижалась на 21% до 234 км в сутки, приводит статистику Якунин. Погрузка снизилась на 7% до 1,2 млрд т. Оборот вагона вырос с 11 до 16,9 суток. Средняя производительность каждого вагона снизилась с 2007 г. на 18% до 4300 км на вагон в сутки. Потери с каждого вагона составляют 5,9 суток.

Чтобы увеличить скорость движения вагонов, РЖД совместно с грузоотправителями работает над маршрутизацией отправок массовых грузов, что позволяет сократить до минимума сортировку вагонов и другие маневровые операции, говорит представитель компании. РЖД разработала механизм отправки грузовых вагонов по расписанию, продолжает он, и это дало результат: в среднем в 2013 г. маршрутная скорость маршрутных (одной партии груза целым составом) отправок составила 525 км/сутки, а ускоренных контейнерных поездов 861 км/сутки. В I квартале 2014 г. маршрутная скорость контейнерных поездов выросла на 3,6% до 920 км в сутки, констатирует представитель монополии.

Представитель Первой грузовой компании (ПГК, крупнейший железнодорожный оператор в России, принадлежит структурам Владимира Лисина) говорит, что скорость на сети определяет рынок: когда возникает скопление вагонов скорость снижается. "Но это происходит не от того, что дороги хуже стали работать", уверяет он.

Порожняком через всю страну

"Мощности РЖД все больше используются не для перевозки грузов, а для перемещения порожних вагонов", пишет Якунин чиновникам. В 2013 г. впервые после кризиса 2008 г. погрузка снизилась на 2,8% до 1,234 млрд т, а грузооборот вырос на 1,7% до 2,83 млрд тонно-километров. В грузообороте учитываются и порожние рейсы, количество которых выросло, и увеличение расстояния перевозок, поясняет гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Из-за роста порожнего пробега растут издержки железнодорожных операторов (им приходится платить за перемещение порожних вагонов) и РЖД, отмечает эксперт. Затраты крупнейших железнодорожных операторов (по РСБУ) в прошлом году выросли: у ПГК на 15% до 89,3 млрд руб., у Федеральной грузовой компании (ФГК, "дочка" РЖД) на 22% до 51 млрд руб. Затраты РЖД тоже увеличились почти на 1% до 1,02 трлн руб. Из-за снижения погрузки падает выручка компаний: ФГК на 21% до 52,9 млрд руб, ПГК на 13,3% до 103,6 млрд руб. Снизилась и выручка РЖД по РСБУ в 2013 г. на 0,7% до 1,36 трлн руб.... Читать целиком >

Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.

РЖД пытается улучшить диспетчеризацию и сократить порожний пробег: в начале года компания предложила операторам отдавать ей управление порожними рейсами. Для этого монополии нужны вагоны, Якунин прошлой осенью говорил о трети парка полувагонов это 300 000-400 000 штук. Пока отдать РЖД часть полувагонов (114 000) и управление порожними рейсами согласилась только ФГК. Чем закончились переговоры с Первой грузовой непонятно.

Топ-менеджер крупной операторской компании говорил "Ведомостям", что операторы не считают очевидной выгоду от передачи РЖД порожних рейсов. А по мнению Бурмистрова, эта схема выгодна только операторам с большим парком и большой долей порожнего пробега таким как ПГК (195 000 вагонов в собственности) и ФГК (165 500 вагонов). Некоммерческое партнерство операторов недавно предложило свой вариант: временный мораторий на предоставление сетевых номеров новым грузовым вагонам (за исключением инновационных вагонов или приобретаемых для замены списанных). Нужно количество вагонов на сети оптимизировать в зависимости от объема перевозок и пропускной способности путей, поясняет партнерство в своем сообщении.

Количество вагонов на железнодорожной сети можно сократить, если правительство ужесточит правила продления сроков службы вагонов; эта инициатива обсуждается второй год. Сотрудник одной из операторских компаний говорит, что ужесточение правил сделает продление сроков дороже, чем сейчас, и у них "не останется выбора придется утилизировать вагон". Чтобы подстегнуть спрос на новые вагоны (с улучшенными техническими характеристиками), правительство намерено в 2014-2016 гг. субсидировать ставку по лизинговым платежам, а РЖД предоставляет для покупателей таких вагонов тарифную скидку.

С каждым годом дороже

Затраты грузоотправителей на железнодорожные перевозки растут ежегодно, говорит Бурмистров из "Infoline-аналитики". Затраты на транспортировку нефти до НПЗ у "Лукойла" (железнодорожные перевозки компания отдельно не выделяет) в 2012 г. выросли на 17% до $1,24 млрд, в прошлом году еще на 1,9% до $1,26 млрд. Затраты "Роснефти" на перевозку по железной дороге грузов до НПЗ в 2012 г. снизились на 1,3% до 3790 руб. за тонну, но в 2013 г. выросли на 1% до 3830 руб. Однако у нефтяных компаний есть альтернатива железнодорожным перевозкам трубопровод, отмечает Бурмистров.

Некоторые грузоотправители переключаются с железной дороги на перевозки автотранспортом. Поэтому снижаются объемы перевозок крытыми вагонами, следует из статистики РЖД. Перевозки цемента упали на 8,4% до 5,8 млн т в I квартале этого года, стройматериалов на 9,5% до 30,7 млн т, цветных металлов на 6,7% до 4,6 млн т. Выросли, правда, перевозки леса на 11,7% до 9,9 млн т. Ежегодно на автотранспорт переключается до 10% грузов, констатирует сотрудник РЖД. Недавно ПГК и ФГК попросили железнодорожников, а ПГК еще и Федеральную службу по тарифам (ФСТ) унифицировать тариф на перевозку грузов в крытых вагонах. ФСТ согласилась. Это, по словам сотрудника одной из этих компаний, поможет вернуть часть грузов.

Хуже тем, у кого нет возможности переключиться на другие виды транспорта, продолжает Бурмистров. Он приводит в пример угольные компании: например, затраты СУЭК на транспортировку угля по железной дороге в 2012 г. выросли на 7% до $1,59 млн.

Тарифный коридор

В прошлом году ФСТ разрешила РЖД предоставлять грузоотправителям скидку (либо надбавку) к тарифу. В прошлом году монополия в основном давала компаниям скидку: с 1 июня 2013 г. НЛМК ? Владимира Лисина получил скидку в 11,8% на экспортные перевозки черных металлов к портам Юга и Северо-Запада, "Новатэк" Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона 8,3% на перевозку грузов по ряду маршрутов. В этом году РЖД дала скидку 4% на перевозки проката черных металлов со станции Магнитогорск-грузовой (Челябинская область) на экспорт и внутри РФ, говорится в материалах ФСТ.

В конце прошлого года совет директоров РЖД решил повысить на 13% тарифы на перевозку угля из Кузбасса к портам Дальнего Востока. Это самое быстрорастущее направление. В прошлом году рост погрузки угля не дал общей погрузке упасть сильно (погрузка угля в 2013 г. выросла на 1% до 310 млн). Но тарифы в итоге не были повышены, и в РЖД не объясняют почему.

Совет директоров передумал также повышать цену на перевозки нефтепродуктов, хотя принимал и такое решение. В начале года президент "Роснефти" Игорь Сечин написал премьер-министру письмо, в котором пожаловался на непрозрачность схемы применения права РЖД повышать или понижать тарифы и предложил лишить их "тарифного коридора".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости - компании13.05.2014