19-02-19 / 2019
Новости отрасли
Реформа для инвесторов

В Киргизии создают первого оператора с участием частного капитала.

Национальная компания "Кыргыз темир жолу" (КТЖ) разработала концепцию создания новой экспедиторской компании – "Кыргыз темир жол экспедиция" (КТЖЭ). Этот шаг позволит привлечь дополнительные частные инвестиции для обновления основных фондов железнодорожной компании и развития отрасли в целом.

Соответствующее решение внесли в программу развития железнодорожного транспорта страны на 2019–2025 годы ("Гудок" писал о программе в предыдущем номере). Как отметили в КТЖ, новую компанию предполагается создать в партнерстве с частным инвестором, причем в качестве соучредителя КТЖЭ может выступить как представитель киргизского бизнеса, так и структуры из других стран Евразийского экономического союза.

"Этот шаг позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития железнодорожной отрасли", – подчеркнул генеральный директор КТЖ Канатбек Абдыкеримов.

КТЖЭ станет первой операторской компанией с участием частного бизнеса в Киргизии. Размер долей КТЖ и потенциальных инвесторов в новом предприятии в настоящее время обсуждается, при этом рассматривается как паритетное владение, так и контроль (50%+1 акция) со стороны железнодорожной администрации. Требуемый объем парка грузовых вагонов новой компании также пока что является предметом для обсуждения.

Пул возможных инвесторов в настоящее время еще не определен, и аналитики считают, что по состоянию на сегодняшний день заманить частный бизнес в такой проект будет непросто.

По мнению заместителя директора консалтинговой компании SBS Central Asia Марата Мусуралиева, КТЖ много лет не публикует финансовую отчетность, кроме того, многие документы компании маркируются грифом "Для служебного пользования". Такая обстановка секретности, мягко говоря, не способствует привлечению инвестиций.

"Кота в мешке покупать никто не хочет. Года через три, когда КТЖ станет акционерным обществом с прозрачными отчетами и договорами, интерес к партнерству со стратегическим предприятием, конечно, возникнет. Желающие обязательно найдутся если не в Киргизии, то в Казахстане или в России. Но на сегодняшний день инициатива кажется не самой привлекательной", – резюмировал Марат Мусуралиев.

Отметим, что в январе 2017 года на встрече в парламенте КР депутаты рассмотрели ряд предложений SBS Central Asia по реформированию железнодорожной отрасли республики. В частности, тогда предлагалось провести полную ревизию финансовых отчетов компании с 2005 года с привлечением аудиторских компаний из так называемой "большой четверки" (Ernst Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Deloitte), а также рассмотреть целесообразность передачи управления КТЖ российскому ОАО "РЖД" "исходя из опыта армянских и монгольских железных дорог (сейчас управляются российскими ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" и АО "Улан-Баторская железная дорога"), а также АО "КыргызГаз", переданного под управление АО "Газпром". Впрочем, тогда парламентарии на эти предложения отреагировали сдержанно. А в начале февраля после встречи господина Абдыкеримова с генеральным директором ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым ("Гудок" писал об этом мероприятии) в киргизских СМИ появились предположения о том, что на встрече обсуждалась передача КТЖ под управление российской компании. Однако пресс-секретарь "Кыргыз темир жолу" Еркинбек Каимов эти слухи опроверг.

Председатель комитета по вопросам промышленной политики, содействия экспорту, развития инфраструктуры и ГЧП Торгово-промышленной палаты Киргизии Кубат Рахимов считает, что частные инвестиции в создание новой компании могут находиться в пределах $10–50 млн.

"Учитывая специфику отношений между РФ и КР, по моему субъективному мнению, в итоге будет создан некий "оператор по поручению", зависимый от российской стороны. Данный вариант "КТЖ + экспедитор" выглядит мягче, нежели чем опасения некоторых кругов в Киргизии о поглощении КТЖ со стороны РЖД", – подчеркнул эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.02.2019