08-10-14 / 2014
Новости отрасли
Реалистичен прогноз перевозки по БАМу и Транссибу 117 млн тонн в 2020 г. - Совет потребителей РЖД

Совет потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) при правительственной комиссии по транспорту, готовя заключение об увязке проекта по реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с программами развития дальневосточных портов, принимает в качестве реалистичного прогноз перевозок грузов в 2020 году в 117 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" представитель Совета.

По официальным данным министерства транспорта РФ и РЖД, "предельный объем перевозок, который может быть освоен "с учетом первого этапа модернизации БАМа и Транссиба, в 2020 г. составит 117 млн тонн", говорится в протоколе инвестиционного комитета Совета, рассматривавшего этот вопрос на заседании 24 сентября. Как отмечали в ходе заседания представители монополии, этот прогноз сделан на основе предварительных запросов грузовладельцев. Он принят инвестиционной комиссией Совета в качестве реалистичного, отметил собеседник агентства.

Однако, по данным экспертов, прогноз Минтранса и РЖД не учитывает увеличение объемов перевозок угля (в размере 30-40 млн тонн) и ряда других грузов, уточняет Совет. С учетом этих оценок максимальное увеличение объемов перевозок грузов в порты Дальнего Востока в 2020 г. могут достигнуть 173 млн тонн.

В этой связи в экспертном заключении отмечается, что прогнозы ожидаемых объемов перевозок различны, "что позволяет сформулировать их вариативность по реалистичному и максимальному сценарию. "В соответствии с результатами технико-ценового аудита проекта по развитию БАМа и Транссиба прогнозируемый рост объема перевозок к 2020 г. не подтвержден и может составлять от 20 до 100 млн тонн к уровню 2013 г.", - указывает инвестиционный комитет Совета. В этом случае в первом варианте провозной способности железных дорог на направлении в порты Дальнего Востока в будущем будет достаточно, а во второй - нет.

Как сообщалось ранее, за счет модернизации БАМа и Транссиба, а также некоторых примыканий к ним планируется улучшить сухопутные транспортные связи между Европой и Азией через территорию России. Железнодорожный грузооборот в этой части РФ в 2003-2012 гг. вырос почти на 60%, но ограничения пропускной способности линий не позволяют удовлетворить растущий спрос на перевозки грузов в восточном направлении. На проект предполагается направить 562 млрд руб., из них, как ожидается, 302 млрд руб. потратят РЖД, 150 млрд руб. монополия получит из Фонда национального благосостояния и 100 млрд руб. - из бюджета. Инвестиции в проект были рассчитаны для перевозки дополнительных 55 млн тонн грузов к 2018 г. (с расширением пропускной способности до 139 млн тонн).

Наиболее чувствительным к изменению объема перевозок будет являться участок Комсомольск-Сортировочный - Ванино. "(Он - ИФ) является "ближним подходом" к портам Ванино и Советская Гавань, расположен после участков, соединяющих БАМ и Транссиб, которые позволяют перераспределять грузопотоки, и с большой долей вероятности будет лимитирующим при реализации второго (максимального) варианта прогнозируемого увеличения объемов перевозок", - отмечает комитет Совета.

В 2013 г. объем ж/д перевозок в порты Дальнего Востока составил 73,6 млн тонн. При этом перевалка грузов в портах региона находилась на уровне 141,7 млн тонн. Прогнозируемая перерабатывающая способность портов в 2020 г. оценивается в 345,5 млн тонн при перевалке 270,5 млн тонн. "Это показывает достаточность портовых мощностей (в перспективе - ИФ) для освоения объема перевалки", - также говорится в документе.

В то же время, комитет считает, что Минэкономразвития совместно с Минтрансом, Минэнерго, Минпромторгом, РЖД и предприятиями добывающей и перерабатывающей промышленности должны уточнить прогнозы грузоперевозок на этом направлении в 2020 г.: соответствующая рекомендация содержится в протоколе. При этом начальник департамента стратегических проектов ОАО "Новая перевозочная компания" (актив группы Globaltrans) Сергей Евстратов в ходе заседания предложил ограничиться первым вариантом прогноза грузопотока, если грузовладельцы не представят комитету обоснование занижения прогноза грузовой базы.

Вопрос рассматривался по итогам июльского заседания правительственной комиссии по транспорту. Помимо данных Минтранса, РЖД и результатов технико-ценового аудита проекта по реконструкции БАМа и Транссиба, использовались материалы другого Совета потребителей - по вопросам деятельности ФГУП "Росморпорт". В частности, были проанализированы данные о фактических и прогнозируемых объемах ж/д перевозок в порты Дальнего Востока по основной номенклатуре грузов (уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, руда, черные металлы).

Согласно протоколу заседания, директор департамента транспорта ОАО "РусАл" Мария Никитина также указала, что существует проблема обоснованности прогноза как по мощностям портов (нет финансово обязывающих документов со стороны инвесторов и владельцев порта), так и по грузопотоку. Кроме того, она отметила риск избыточного роста железнодорожных тарифов в случае решения развивать инфраструктуру сверх реальных потребностей грузоотправителей.

Генеральный директор ЗАО "Спецэнерготранс" Максим Мироненко при этом отметил, что прогноз развития портовых мощностей на Дальнем Востоке существенно превышают прогноз грузовой базы. Также он сказал, что "определенный резерв инфраструктурных мощностей имеет положительное значение для экономики".

Совет потребителей был создан летом в качестве совещательно-консультационного органа при правительственной комиссии по транспорту. Цель создания - доводить до сведения регуляторов и РЖД позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.10.2014