13-08-15 / 2015
Новости отрасли
Реакция на сокращение парка

Удовлетворенность по критерию "соблюдение сроков доставки", судя по оценкам респондентов, увеличилась как по итогам июня, так и по итогам I полугодия.

Фарид Хусаинов, зам. председателя НП ОЖдПС, к.э.н., доцент кафедры "Экономика, финансы и управление на транспорте" РОАТ МИИТа.

Оценка по данному показателю в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года выросла сразу на 9 пунктов в июне и на 9,5 пункта по итогам I полугодия. При этом необходимо отметить, что с апреля по сентябрь традиционно показатели скоростей доставки снижаются (это вызвано сезонными особенностями структуры перевозок по направлениям).Таким образом, можно предположить, что, даже несмотря на сезонное снижение скоростей, грузоотправители выставили высокую оценку выполнению сроков доставки. Возможно, что, помимо прочего, на это повлияло некоторое уменьшение объема путевых работ по сравнению с 2014 годом.

Одновременно с этим отмечается рост оценок, которые выставляют респонденты, по критерию "согласование заявок". В июне отметка увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 4 пункта, а в целом по первому  полугодию – на 2,5 пункта.

Именно оценки по данным двум критериям – "соблюдение сроков доставки" и "согласование заявок" – были в июне драйверами роста обобщенного Индекса качества. Но при этом любопытен тот факт, что еще месяц назад именно они во многом тянули вниз суммарный показатель.

Важным критерием, по которому зафиксировано ухудшение оценок респондентов, является "наличие вагонов" (минус два пункта в июне, а также минус 2,5 пункта в I полугодии). Это ухудшение оценок, вероятно, связано с тем, что если с 2001 по 2014 год вагонный парк устойчиво увеличивался, то в нынешнем году эта тенденция сменилась на противоположную – количество подвижного состава уменьшается.

Так, в январе текущего года вагонный парк достиг своего исторического максимума – 1231,6 тыс. единиц. Однако затем он начал сокращаться. И этот процесс длился на протяжении всего I полугодия. В результате по состоянию на конец июня на сети было только 1203 тыс. единиц подвижного постава.

Конечно, само по себе сокращение на 2,3% значительно не повлияло на ощущение дефицита. Но тот факт, что данная тенденция устойчива, заставляет многих грузоотправителей испытывать опасения двух видов. Во-первых, у них возникает страх появления дефицита вагонов, о чем респонденты говорят в ходе интервью, проводимых в рамках исследования "Индекс качества". Во-вторых, грузоотправители опасаются (и небезосновательно), что сокращение парка может обернуться ростом ставок операторов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.08.2015