29-01-07 / 2007
Компания в СМИ
РБК daily, 29.01.2007

«Появления частных перевозчиков в России пока ждать не стоит» Интервью с генеральным директором Новой перевозочной компании Игорем Асатуровым.

На рынке железнодорожных перевозок сейчас идет укрупнение компаний. Основные игроки уже созрели для того, чтобы сменить статус оператора на перевозчика, тем самым перераспределив в свою пользу функции, которые сейчас выполняют Российские железные дороги (РЖД).

О том, что необходимо для появления в России первых частных перевозчиков, корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ ГАВРИЛЮК рассказывает гендиректор Новой перевозочной компании (НПК) ИГОРЬ АСАТУРОВ.

— Игорь Альбертович, каким был минувший год для Новой перевозочной компании? Каковы его итоги?

— За прошедший год компания приобрела 2,5 тыс. вагонов и увеличила свой парк на 12%. Объем перевозок возрос примерно на 15%, до 40 млн т. Увеличилась и выручка, но точные данные еще не подсчитаны. Выросла и наша филиальная сеть. Помимо этого в конце года нам удалось добиться от Федеральной службы по тарифам увеличения вагонной составляющей для полувагонов, что позволило существенно увеличить программу по закупке этого вида подвижного состава. Раньше для серьезной закупки полувагонов вагонная составляющая была очень низка.

— Не испытывает ли компания сейчас дефицит подвижного состава?

— Да, на настоящий момент дефицит есть. У нас ведется достаточно хорошая коммерческая работа, и сейчас количество предложений превышает количество имеющегося в наличии вагонного парка. Поэтому мы думаем о закупке дополнительного подвижного состава. Но этот вопрос тесно связан с ценами на вагоны. Мы не покупаем вагоны по завышенным ценам. Это принципиальная позиция компании. Когда спрос на вагоны большой и заводы поднимают цены, мы выжидаем.

— В каком объеме НПК планирует расширение своего вагонного парка?

— Расширение планируется на 10—15%, до 27—28 тыс. вагонов.

— Какие-то конкретные контракты уже подписаны?

— Переговоры ведутся, но контракты еще не подписаны.

— Сколько было инвестировано в расширение парка в прошлом году и предполагается инвестировать в этом?

— В прошлом году в парк было инвестировано порядка 100 млн долл. В этом году мы предполагаем инвестировать порядка 120—150 млн долл.

— Каким образом НПК привлекает финансирование под свои проекты, в частности на приобретение нового подвижного состава?

— Средства привлекаются за счет кредитов и банковского лизинга. Причем, практически все новые вагоны покупаются в лизинг. Практически все частные компании используют этот механизм как наиболее выгодный, приемлемый, удобный и требующий минимальных собственных средств.

— Какова на сегодняшний день структура вагонного парка компании?

— Около 80% собственных вагонов и 20% арендуется у сторонних компаний. Преимущественно это частные компании. У РЖД мы не арендуем.

— Какие направления работы являются приоритетными для НПК? Как компания планирует их развивать?

— Можно выделить два основных направления работы: перевозки в полувагонах и цистернах. Компания планирует их развивать и дальше в зависимости от ситуации на рынке. В среднем мы планируем рост парка, как и в этом году, на 10—15% в год. Но при благоприятной ситуации на рынке эта цифра может расти.

— В конце августа прошлого года НПК отправила первую партию автомобилей в контейнерах из Владивостока. Как развивается этот вид перевозок? Каковы планы на этот год?

— Можно сказать, что пока мы этот вид перевозок в основном изучаем, присматриваемся к нему. Поэтому на текущий год очень серьезных планов в этом направлении нет. Перевозки автомобилей в этом году планируются примерно на уровне прошлого года.

— Не планирует ли компания осваивать какие-нибудь совершенно новые для себя направления?

— На этот год мы запланировали для себя проработку ряда других направлений, в частности перевозки контейнеров на платформах, перевозки грузов в крытых вагонах и перевозки цемента в цементовозах. Мы хотим оценить экономический эффект от этих перевозок и до конца года принять решение о развитии одного или двух из этих направлений. Если мы сможем разобраться с этой ситуацией в течение нескольких месяцев, то первые небольшие заказы сможем разметить уже в этом году.

— Не рассматриваете ли вы возможность организации совместных предприя­тий с другими компаниями?

— Некоторое время назад обсуждалась идея организации совместного предприятия с РЖД. Но так как теперь РЖД создает собственную Грузовую компанию, этот вопрос был снят с повестки дня. К нему можно будет вернуться после того, как Грузовая компания будет создана.

— Создание СП с другими компаниями не рассматривается?

— Здесь имеет смысл говорить скорее о покупке каких-либо частных операторов, чем о создании СП с ними. Переговоры на эту тему велись, но покупка пока не состоялась. Политика НПК на данный момент — это укрупнение за счет приобретения других операторов.

— Насколько реально появление в ближайшее время в России частных перевозчиков?

— Если компания крупная и планирует выходить на мировой рынок, то ей необходим юридически понятный статус перевозчика. Статус оператора на этом рынке не понятен. Для любого серьезного иностранного инвестора слово «оператор» — пустой звук. НПК со своей стороны готова стать перевозчиком. Но переход из железнодорожных операторов в перевозчики является серьезной проблемой. С точки зрения закона возможности для этого есть, но сделать это на практике сложно. Как стать частным перевозчиком понятно, а как дальше взаимодействовать с РЖД, как решать проблему с локомотивами — нет. Механизма работы частного перевозчика нет, и когда он появится, не ясно. В этих условиях появление перевозочных компаний в России сложно прогнозировать. Но, думаю, в ближайшие два года появления частных перевозчиков в России ждать не стоит.

— Насколько сейчас сильна конкуренция на рынке железнодорожных перевозок в России?

— На рынке железнодорожных перевозок в России сейчас идет своеобразный процесс укрупнения компаний. Так, по нефтеналиву фактически небольших компаний уже не осталось. Компании, которые имели парк менее 1,5 тыс. вагонов, либо продали его, либо сдали в аренду. Поэтому среди компаний, занимающихся перевозками нефти, конкуренция не так сильна. Все основные игроки заняли свои ниши и спокойно работают. По перевозкам грузов в полувагонах процесс идет в этом же направлении. Поэтому здесь пока конкуренция чуть сильнее. По моим прогнозам, на его завершение потребуется еще три-четыре года.

— В последнее время среди частных операторов очень популярна тема логистики. Не планирует ли НПК строительст­во логистических терминалов?

— Логистика для нас — важный вопрос, но мы рассматриваем его в другой плоскости. Мы развиваем логистику перевозок. У нас уже полтора года функционирует департамент логистики, который занимается исключительно экономической оценкой перевозок. Этот департамент должен определить, с каких станций выгодно везти, с каких — нет, расставить приоритеты и составить для НПК месячный план перевозок из расчета наибольшей экономической эффективности. Аналогов этой системе пока нет.

— Чего компания ждет по итогам этого года?

— 2007 год у нас запланирован с хорошими показателями. Компания растет, меняется организационная структура компании. Наша задача — удержать достигнутый уровень и оставаться крупнейшей компанией в части парка подвижного состава.

— Какой вы видите компанию через несколько лет?

— Я вижу всероссийскую компанию — серь­езного перевозчика с мощной филиальной сетью. По крайней мере мы к этому стремимся. Соответственно, большой парк должен быть лишь подтверждением тому.