21-10-11 / 2011
Компания в СМИ
РБК daily, 21.10.11

Частники против оброка вагонами

Операторы железнодорожного транспорта вчера выразили свою оценку последним инициативам по урегулированию кризиса с вагонами. Они поддерживают идею временной передачи парка Первой и Второй грузовых компаний в управление РЖД, а вот предложение об обязательной передаче в аренду 10 - 15% парка частных операторов последних не устраивает.

Первые проблемы с недопоставкой вагонов грузоотправителям начались еще год назад, но к этой осени ситуация приняла катастрофические масштабы. В течение нескольких месяцев угольные, металлургические и агрохимические компании не могли вывезти свои грузы, несли колоссальные убытки и завалили жалобами РЖД, а также руководителей всех профильных ведомств.

Ситуация стала настолько острой, что разбираться в ней пришлось на уровне правительства. В начале октября вице-премьер Сергей Иванов подписал поручение, согласно которому до 1 ноября РЖД должны получить в аренду не менее 200 тыс. полувагонов, принадлежащих Первой и Второй грузовым компаниям (ПГК и ВГК). Причем для ПГК мера ограничена переходом прав собственности на 75% минус две акции компании новому собственнику (аукцион состоится через неделю).

Вчера гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев выразил мнение операторов железнодорожного транспорта относительно запланированной меры. На данный момент, сказал он, передача вагонов ПГК и ВГК в аренду РЖД - правильное решение, но эта мера должна иметь строго временный характер - "с учетом политической ситуации с выборами", прикинул г-н Мальцев, не дольше конца 2012 года.

"В нынешней ситуации ожидать от РЖД каких-либо других мер было бы сложно: под угрозой обеспечение "зимнего завоза" угля для ЖКХ, ситуация находится на контроле у президента. И решение проблемы было выбрано правильное", - комментирует ведущий аналитик Brunswick Rail Андрей Цыганов. С другой стороны, добавляет эксперт, передача вагонов ПГК и ВГК в аренду РЖД даст возможность разработать "правила игры" для рынка, на котором 90% парка будут оперироваться частными компаниями.

Возможность сдавать парк в аренду РЖД должны получить и частные операторы, считают участники рынка. Впрочем, сама монополия пошла дальше. Вице-президент РЖД Салман Бабаев в кулуарах форума "Стратегическое партнерство 1520: Балтийский регион" выразил надежду, что государство обяжет всех частных железнодорожных операторов сдавать до 15% парка полувагонов в аренду госкомпании. Частников такая идея возмутила. "Подобное решение снизит инвестпривлекательность отрасли", - считает г-н Мальцев. Искать проблему нужно не в принадлежности подвижного состава, а в системе управления, добавил он.

"Это, на наш взгляд, стало бы фактически нарушением прав на частную собственность владельцев вагонов", - сетует Андрей Цыганов. А ведь оно и было основой железнодорожной реформы. "Мы считаем, что сейчас рынку нужны качественные изменения. Государство должно решать вопросы диспетчеризации парка и развития инфраструктуры", - предлагает эксперт. А усилия частных собственников должны быть направлены на повышение эффективности вагонного парка.