11-01-07 / 2007
Компания в СМИ
РБК daily, 11.01.2007

Железнодорожники недосчитались грузов Перевозки между Россией и Финляндией продолжают падать

Весь прошлый год железнодорожники России и Финляндии не переставали твердить о росте и перспективах развития грузовых перевозок между этими странами. Однако минувший год подвел под этими разговорами весьма странную черту: по его итогам перевозки между двумя странами неожиданно снизились на 2,7%. Причинами сложившейся ситуации могли стать действующие на железной дороге тарифы, а также переориентация грузоотправителей на автомобильный транспорт.

По информации РЖД, транспортная сеть Финляндии является крупным источником грузопотоков (в том числе контейнерных) в Россию и потребителем экспортных и транзитных грузов из России. В 2005 году товарооборот между странами увеличился на 3,2% и составил 10,7 млрд долл. Объем импорта из Финляндии составляет 7,6 млрд долл., экспорт из России — 3,1 млрд долл. Доля российского грузопотока в контейнерообороте Финляндии за последние четыре года выросла с 20 до 22%.

Как сообщила пресс-служба компании VR Ltd («Железные дороги Финляндии»), в прошлом году объем грузоперевозок между Россией и Финляндией снизился на 2,7% и составил 12,6 млн т. При этом внутренние грузоперевозки компании VR увеличились на 10,6% по сравнению с 2005 годом и составили 26 млн т. Кроме того, «Железные дороги Финляндии» перевезли 4,2 млн т транзита, что на 26,1% больше, чем годом ранее.

И это при том, что ожидания были прямо противоположные. Как заявил в конце прошлого года во время своего визита в Финляндию первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Вадим Морозов, в 2006 году объем перевозок между Россией и Финляндией должен составить не менее 15,5 млн т грузов. «В 2005 году объем перевозок между двумя странами вырос на 10,3% по сравнению с 2004 годом и составил 13,9 млн т», — сообщили РБК daily в пресс-службе ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

Падение грузооборота между двумя странами в прошлом году отчасти можно объяснить конкуренцией со стороны автомобильного транспорта. «Одновременно с общим ростом контейнерных перевозок в сообщении Финляндия — Россия объем железнодорожных контейнерных перевозок падает, не выдерживая конкуренции со стороны автомобильных перевозчиков, — пояснили РБК daily в РЖД. — Так, если в 2004 году объем перевозок грузов в контейнерах составил 158,4 тыс. TEU, в 2005 году он снизился на 16,2%, до 132,6 тыс. TEU».

Еще одна возможная причина падения перевозок в этом направлении — тарифная политика двух государств. «В январе прошлого года был повышен транзитный тариф на грузовые перевозки, что привело к снижению псевдотранзита, который в свою очередь повышал объемы грузоперевозок между Россией и Финляндией», — пояснил РБК daily эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Тигран Саакян. По словам замгендиректора ОАО «Новая перевозочная компания» Сергея Аглицкого, именно в экономике перевозок заключена главная причина падения объемов, например, нефтяные компании возят нефть в этом направлении только при условии 40% спецставки от тарифа.

Развитие ситуации в будущем зависит от многих факторов, в том числе от создания в прошлом году СП ОАО «Трансконтейнер» и VR Ltd по организации контейнерных перевозок между Россией и Финляндией. «Создание этой компании будет способствовать увеличению контейнеропотока между двумя странами, что в свою очередь приведет к росту общего объема грузоперевозок», — говорит г-н Саакян. Как рассказывал ранее РБК daily гендиректор ОАО «Трансконтейнер» Петр Баскаков, создание СП позволит переломить тенденцию спада и увеличить объем перевозок контейнеров в железнодорожном сообщении Финляндия — Россия в полтора-два раза к 2011 году.