РЖД взялись за логистику
Железнодорожники решили построить в Поволжье логистический центр международного уровня. Вопрос о создании железнодорожниками логистических центров обсуждается уже давно. И, похоже, Российские железные дороги (РЖД) предприняли первые шаги в этом направлении. Как стало известно на днях, до конца июня рабочая группа РЖД и правительства Нижегородской области определит место размещения на территории региона международного транспортно-логистического центра. Строиться он будет на деньги РЖД. По мнению экспертов, появление нового центра актуально: регион сможет наладить обработку контейнеров, а РЖД – вернуть себе часть грузов, которые сейчас перевозятся автотранспортом. Специалисты считают создание нижегородского центра вполне реальным, хотя и не исключают трудностей с привлечением клиентов, ведь у многих крупных транспортных компаний есть собственные диспетчерские центры.
ОАО «Российские железные дороги» было образовано в октябре 2003 г. Единственный акционер общества – Российская Федерация. На сегодняшний день это крупнейшая транспортная компания страны, на долю которой приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. Как сообщил на днях заместитель губернатора Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике Владимир Иванов, в настоящее время РЖД рассматривают возможность строительства на территории региона международного транспортно-логистического центра. В мае-июне созданная железнодорожниками и чиновниками рабочая группа должна проанализировать ситуацию и определить оптимальное место для размещения центра. По словам Владимира Иванова, возможность создания такого центра обсуждалась на встрече губернатора области Валерия Шанцева с президентом РЖД Владимиром Якуниным на экономическом форуме в Лондоне в конце апреля. Ожидается, что на следующей неделе Владимир Якунин посетит Нижний Новгород, чтобы более детально обсудить с руководством региона вопросы, связанные со строительством центра.
Подробности данного проекта пока не афишируются. Как заявил Владимир Иванов, строительство комплекса начнется не раньше середины 2007 г., так как необходимо подготовить проектную документацию и определить схемы финансирования. Существует и несколько вариантов территориального расположения такого центра, но они пока не называются. Кроме того, правительство Нижегородской области подготовило материалы по существующим объемам перевозок грузов и примерные прогнозы по росту объемов перевозок в ближайшем будущем. Ожидается, что скоро аналогичные материалы подготовят и РЖД. Что касается финансирования проекта, то, по словам Владимира Иванова, транспортно-логистический центр будет строиться за счет средств РЖД, а правительство Нижегородской области будет «участвовать и оказывать содействие желающим поучаствовать в финансировании».
Создание подобного центра актуально для региона, поскольку в настоящее время в Нижегородской области отсутствует необходимая инфрастуктура для обработки объемов грузопотоков контейнерных перевозок, считает Владимир Иванов. «Перед российским железнодорожным транспортом уже давно стоит проблема улучшения железнодорожной логистики, в частности в интермодальных перевозках», – соглашается руководитель отдела железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его словам, создание транспортно-логистического центра на территории Нижегородской области – лишь первый этап программы по созданию таких центров на территории России. «Бурное развитие логистических центров под эгидой РЖД мотивировано попытками возвратить грузопотоки, которые взял на себя автотранспорт, – сказал RBC daily управляющий партнер Logistics Field Audit в России, СНГ и странах Балтии Андрей Хлус. – Между такими центрами поезда будут курсировать по четкому расписанию. Создание сети логистических центров с опорой на железнодорожную транспортную систему должно привести к повышению скорости транспортировки грузов, снижению стоимости перевозки для грузовладельцев, повышению эффективности таких логистических схем, как интермодальные переходы и перевозка консолидированных грузов».
Перспективы у данного проекта, по мнению собеседников RBC daily, весьма неплохие. «Создать такой центр реально, – говорит Андрей Хлус. – В зависимости от стоимости земли и наличия коммуникаций он обойдется РЖД в 300-500 долл. за освоение 1 кв. м земли. Строят такие центры, как правило, в несколько этапов. В зависимости от наличия проектов и права на землю первая стадия может занять около полутора лет». Но, по словам специалистов, нельзя исключить возникновения проблем с клиентами. «Появление логистического центра, скорее всего, заинтересует мелкие компании, у которых отсутствует развитое логистическое управление, – сказал RBC daily гендиректор ОАО «Новая перевозочная компания» Игорь Асатуров. – На работу нашей компании строительство логистического центра в Нижегородской области не окажет никакого влияния, так как «Новая перевозочная» обладает собственным диспетчерским центром, который в круглосуточном режиме контролирует передвижение грузов на всем пути следования». «Необходима глубокая концептуальная проработка проекта, – добавляет Андрей Хлус. – В частности, следует четко определить потенциальных клиентов, понять, какие категории грузов пойдут через данный транспортно-логистический центр, какие операции с грузами и в каких объемах будут совершаться. Например, РЖД целесообразно было бы разработать типовые форматы таких центров для различных городов и региональных центров».