14-07-06 / 2006
Компания в СМИ
RBC daily. 14.07.2006

РЖД заведут грузовую «дочку»

Железнодорожники наконец-то определились с концепцией создания грузовой компании

 

Вчера правление «Российских железных дорог» (РЖД) одобрило проект создания дочерней грузовой компании, которой будут переданы все грузовые вагоны железнодорожной монополии. По прогнозам, выручка компании через четыре года достигнет 90 млрд руб., а рентабельность составит 20% по сравнению с 1,3% РЖД. Совет директоров РЖД рассмотрит вопрос о создании грузовой компании в августе–сентябре этого года, а в начале следующего новая компания начнет свою работу. По мнению экспертов, появление долгожданной грузовой «дочки» положительно отразится на финансовых результатах материнской компании, приведет к укрупнению рынка и превращению РЖД в управляющую компанию.

ОАО «Российские железные дороги» было образовано в октябре 2003 г. Единственный акционер общества – Российская Федерация. На сегодняшний день РЖД – крупнейшая транспортная компания страны, к тому же входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. На долю РЖД приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. В прошлом году РЖД отправили 1,27 млрд тонн грузов и перевезли 1,32 млрд пассажиров, что соответственно на 4,1 и 34,8% больше, чем в 2004 г. Грузооборот компании увеличился на 11,1% и превысил отметку 2 трлн ткм, доходы выросли на 14,1% (до 745 млрд руб.), расходы – на 14,6% (до 678,6 млрд руб.), чистая прибыль – на 14,9% (до 10 млрд руб.).

Вчера правление РЖД одобрило концепцию и бизнес-план создания дочерней Грузовой компании. «В течение двух недель документы по компании будут доработаны и представлены на рассмотрение комиссии совета директоров», – заявил на брифинге по итогам правления президент РЖД Владимир Якунин. По его словам, совет директоров рассмотрит вопрос о создании грузовой компании в августе–сентябре этого года с тем, чтобы с 1 января следующего года компания могла начать свою деятельность.

Рассмотренным сегодня проектом создания грузовой компании предполагается, что РЖД выступят учредителем и практически единоличным владельцем компании (100% акций минус одна акция), вторым учредителем станет некоммерческая организация «Желдорреформа», которой будет передана одна привилегированная акция. Уставный капитал компании будет сформирован посредством передачи 564 тыс. грузовых вагонов. Планируется, что компания будет работать на рынке в качестве оператора. «По прогнозам, грузооборот компании к 2010 г. достигнет как минимум 1350 млн т/км, выручка – 90 млрд руб. Рентабельность запланирована на уровне 20%», – сообщили RBC daily в пресс-службе РЖД.

Ожидается, что IPO новой грузовой компании позволит привлечь необходимые средства для обновления парка подвижного состава. «Реализация на фондовом рынке неконтрольного пакета акций Грузовой компании (вплоть до 49%) позволит привлечь около 3 млрд долл.», – заявил Владимир Якунин. Однако решение по схеме вывода грузовой компании на фондовый рынок пока не принято. «Возможны два варианта: либо осуществляется выход на российский фондовый рынок и только потом на Лондонскую фондовую биржу, либо компания сразу выходит на Лондонскую фондовую биржу, – отметил в своем выступлении старший вице-президент РЖД Федор Андреев. – Если будет выбран первый вариант, то компании потребуется год для выхода на российский фондовой рынок и еще полтора для выхода на зарубежный фондовый рынок».

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, появление грузовой компании увеличит присутствие холдинга РЖД в высокодоходных сегментах рынка, повысит эффективность использования подвижного состава и позволит развивать на железнодорожном транспорте новые технологии, в частности, логистические. «Конкурентными преимуществами создаваемого дочернего общества для потребителей могут стать гибкая тарифная политика, реализация потенциала системы фирменного транспортного обслуживания и достаточный резерв вагонного парка, позволяющий оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации», – пояснил старший вице-президент РЖД Борис Лапидус.

Опрошенные RBC daily эксперты считают, что создание грузовой компании положительно скажется на результатах деятельности РЖД. «В такой форме РЖД смогут более оперативно и эффективно конкурировать с частниками в секторе высокодоходных грузов, – сказал RBC daily эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Тигран Саакян. – Привлечение дополнительных перевозок высокодоходных грузов позволит улучшить финансовое положение компании и найти значительные средства на обновление парка грузовых вагонов». По оценкам инвестбанка Morgan Stanley, капитализация грузовой «дочки» РЖД составит около 6,8 млрд долл., если компания начнет работать в 2007 г., а при благоприятной ситуации на рынке превысит и это значение.

В то же время появление новой грузовой компании приведет к изменению расстановки сил на рынке железнодорожных перевозок. «Появление грузовой «дочки» РЖД стимулирует рынок и, скорее всего, приведет к его укрупнению, – сказал RBC daily генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» Игорь Асатуров. – Только крупные, диверсифицированные (по виду подвижного состава), компании смогут проводить гибкую ценовую политику и выдержать конкуренцию с новым сильным игроком». Кроме того, по словам источника RBC daily, близкого к РЖД, создание дочерней грузовой компании – это путь превращения РЖД в управляющую компанию, которая не осуществляет перевозки, а лишь управляет ими через акционерный капитал.