05-04-21 / 2021
Новости отрасли
Развитие железнодорожной инфраструктуры в Китае идет успешно, поскольку является частью государственной стратегии

На развитие железнодорожной отрасли Китая влияет ряд факторов. Во-первых, это беспрецедентная вертикальная и горизонтальная интеграция. CRCC (China Railway Construction Corporation) является одновременно и одной из крупнейших строительных компаний, и оператором железных дорог, и производителем подвижного состава. Во-вторых, у CRCC колоссальный международный опыт: компания реализует ряд проектов за рубежом, в том числе на российском рынке.

В-третьих, СRCC является одним из технологических лидеров и активно инвестирует в НИОКР. Иными словами, развитие железнодорожной инфраструктуры в Китае является частью государственной стратегии, в которой государственные инвестиции расходуются внутри Китая, что создает мультипликативный эффект. Государство платит деньги строительной компании, она использует труд местных рабочих, национальные технологии и оборудование местного производства, в результате деньги остаются внутри страны и это позитивно влияет на экономику. Местные рабочие потратят деньги на продукты питания местного производства, купят китайский смартфон, сделают ремонт у себя дома с использованием китайских строительных материалов, в результате деньги по всей цепочке добавленной стоимости разойдутся по экономике и сделают всех чуть-чуть богаче.

Дорогу в Тибете можно в чем-то сравнить с БАМом, только БАМ строили в период, когда технологии были менее развитыми, поэтому его строительство заняло 12 лет. Вместе с тем в Тибете рельеф сложнее, а средняя высота превосходит высоту БАМа. Однако китайский опыт и технологии могли бы быть полезны, например, при модернизации БАМа.

При этом развитие железнодорожной инфраструктуры в России сдерживает целый ряд факторов. Во-первых, это недостаток интеграции: у РЖД существенно ниже производственные возможности (в итоге часть подвижного состава импортируется у Siemens), уступает НИОКР, в том числе по объему финансирования, все строительство основано на подрядах, а не интегрировано в структуру, а подрядчики используют импортное оборудование. Причем объем международных проектов ограничен (хотя есть перспективы на Филиппинах и работа в этом направлении идет). Наконец, есть разница в инвестиционных программах. Китай тратит на инвестиции в железные дороги более $100 млрд в год, тогда как инвестиционная программа ОАО "РЖД" на 2021-й составляет 730 млрд руб., что менее $10 млрд.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.04.2021