30-07-23 / 2023
Новости отрасли
Развитие Восточного полигона не синхронизировано с перспективами погрузки на ДВЖД

По данным "Востокгосплана", за счет реализации в Дальневосточном федеральном округе инвестпроектов к 2030 году в регионе могут увеличиться более чем в 13 раз перевозки руды различных металлов и почти вдвое угля.

Планов громадье

В 2022 году на Дальневосточной магистрали было погружено 70,5 млн т различных грузов, что на 7% больше, чем в 2021-м.

"При сохранении текущих объемов и при реализации инвестпроектов объем погрузки в 2025 году может составить 128 млн т (+41% к 2021 году), в 2030 году – 230 млн т (+153%) за счет роста более чем в 13 раз перевозок руд и почти в 2 раза угля, а также полимерной, химической и металлургической продукции", – сообщила руководитель сектора "Стратегическое развитие" ФАНУ "Востокгосплан" Наталья Самсонова.

Учитывая географическое расположение действующих и будущих производств, основной объем грузовой базы будет ориентирован на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как известно, ежегодная провозная способность Восточного полигона в экспортном направлении, то есть в адрес тихоокеанских портов и сухопутных погранпереходов ДФО, по итогам 2024 года, когда завершится II очередь проекта, должна достигнуть 180 млн т. В настоящее время идет обсуждение III этапа программы модернизации. Согласно предварительным данным, его целевым показателем станет достижение провозной способности БАМа и Транссиба к 2032 году до 255 млн т.

С учетом вышеприведенных прогнозов погрузки можно сделать вывод, что возможности железнодорожной инфраструктуры будут отставать от потребностей дальневосточных грузоотправителей, поскольку ДВЖД, помимо местной работы, необходимо обеспечивать движение транзитных маршрутов, в том числе из Кузбасса и других российских регионов.

Еще один риск связан с недозагруженностью портов. В 2022 году загрузка портовых мощностей на Дальнем Востоке в среднем составила около 70%. При этом готовятся к реализации новые проекты в сфере развития перегрузочных комплексов.

В частности, продолжится расширение терминалов Ванинского узла. "Это "ВаниноТрансУголь". Они ввели I очередь комплекса, в 2025 году планируется к вводу II этап еще на 12 млн т. Увеличение перевалки планирует "Дальтрансуголь", до 40 млн т", – проинформировал начальник отдела развития портов управления морских портов и развития инфраструктуры Росморречфлота Руслан Мухаметов.

В поисках нестандартных решений

Отчасти сгладить дисбаланс возможностей инфраструктуры и спроса на перевозки помогут современные технологии организации продвижения грузопотока. В частности, Н. Самсонова предлагает создать ситуационный центр с элементами информационно-аналитических систем и транспортного моделирования, а также центры компетенций, сервисов цифровой логистики. Они послужат инструментами стратегического планирования, мониторинга и анализа транспортных потоков.

В целях рационального использования ниток графика под перевозки контейнеров рассматривается вопрос формирования двухъярусных контейнерных поездов. "Провода мешают, но, если использовать платформы колодцевого типа и контейнеры делать на 15 см меньше, они пройдут по габариту. В РЖД такой способ перевозки и конструкция данного контейнера сейчас прорабатывается. Пока на этапе предпроекта, однако, думаю, в будущем такие платформы и контейнеры на сети железных дорог мы увидим", – говорит заместитель гендиректора АО "РЖД Бизнес Актив" Иван Боднар.

Как отметил коммерческий директор Global Ports Игорь Глухов, инфраструктурного развития требуют не только железнодорожные подходы к портам, но и автомобильные. В частности, вывоз грузов из порта Восточный сегодня на 94% обеспечивает железная дорога и только 6% – автотранспорт. Это достаточно низкий показатель по сравнению с другими терминалами Приморья, обычно по автодороге вывозится 25-30% от объема, поступающего в порт по морю.

"Развитие автодороги [Артем – Находка] помогло бы увеличить вывоз автотранспортом, активнее использовать тыловые терминалы для того, чтобы дождаться развития железнодорожной инфраструктуры и в это время отправлять грузы через другие терминалы железнодорожным транспортом. Также это позволило бы получить доступ к складам и распределительным центрам, которые находятся в районе Артема, соответственно, снять нагрузку с дорог Владивостока, переключив оттуда на Находку часть вывоза автотранспортом", – пояснил И. Глухов.

Стоит сказать, что развитие дорожной сети пока ограничивает уровень доступности автотранспорта: на Дальнем Востоке, по данным Минвостокразвития, только 67% автодорог в регионе имеют твердое покрытие.

Еще одно решение для эффективного распределения внешнеторговых потоков – более активное использование потенциала сухопутных пунктов пропуска в ДФО. Как уточнил старший вице-президент по операционной деятельности и GR ГК "Дело" Денис Илатовский, речь идет о мостовом переходе Нижнеленинское – Тунцзян (кстати, 28 июля через него прошел первый контейнерный поезд, до недавнего по мосту только экспортировались уголь и руда) и Соловьевск – Эрэнцав.

Последний, расположенный на границе России и Монголии, действует как двухсторонний пункт пропуска. Если ему придать статус многостороннего, организовав бесшовное сквозное сообщение с Китаем, возможно привлечь дополнительные объемы грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер31.07.2023