28-10-13 / 2013
Новости отрасли
Развитие Транссиба как основы евро-азиатского направления Восток - Запад является одной из важнейших инфраструктурных задач

Развитие Транссиба как основы евро-азиатского направления Восток - Запад является одной из важнейших инфраструктурных задач России, особенно в условиях глобализации мировой экономики и происходящих интеграционных процессов, таких как становление Единого экономического пространства, вступление России в ВТО и расширение Евросоюза. О том, каким образом привлечь на ТСМ дополнительный грузопоток, рассказывает первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.

- Вадим Николаевич, каким потенциалом для евро-азиатского грузопотока обладает Транссибирская магистраль в современных условиях?

- В проектах международных организаций (ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ОСЖД) Транссиб позиционируется как приоритетный маршрут в сообщении между европейскими и азиатскими странами, обеспечивая на востоке выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе, через российские порты и пограничные переходы, - в Европу. При этом, как известно, контейнерные перевозки по ТСМ сокращают время доставки грузов на 10-15 суток по сравнению с трансокеанским маршрутом через Суэцкий канал. Такое значительное конкурентное преимущество может стать для нас уникальной возможностью увеличить объем грузоперевозок из стран АТР в Европу и обратно при условии формирования привлекательного перевозочного сервиса.

По итогам 2012 года общий объем перевозок крупно- и среднетоннажных контейнеров по ТСМ в международном сообщении достиг 554 тыс. TEU, что почти на 20% больше, чем годом ранее. По итогам 8 месяцев 2013-го рост составил 17,5%. Однако несмотря на довольно значительные темпы прироста в настоящее время по территории России перевозится чуть более 1% от общего контейнерного грузопотока в сообщении между Западной Европой и Азией.

В случае перелома этой тенденции и привлечения на Транссиб годового транзитного грузопотока в объеме 600-800 тыс. контейнеров, по подсчетам экспертов, дополнительная выручка только российских транспортных компаний могла бы составить порядка $2 млрд в год. Очевидно, что это те объемы и доходы, которые мы в состоянии обеспечить за счет создания соответствующих условий для развития экспортно-импортного и транзитного потенциала Транссибирской магистрали.

- Что для этого требуется?

- Прежде всего Транссибирский маршрут необходимо рассматривать как единое трансконтинентальное направление, связывающее страны АТР с СНГ, Балтией и Европой. В этом смысле пристальное внимание должно быть уделено созданию целостной и сбалансированной железнодорожной инфраструктуры, ориентированной на транспортное сотрудничество государств.

Сразу подчеркну, что в части развития инфраструктуры, расположенной на территории РФ, ОАО "РЖД" реализован целый комплекс мероприятий: полностью выполнена электрификация направлений ТСМ, осуществлена реконструкция мостов и тоннелей, построены и реконструированы крупные сортировочные и припортовые станции. В свою очередь, правительством РФ согласована схема финансирования модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей до 2018 года. Реализация принятых решений позволит ликвидировать существующие узкие места и будет способствовать дальнейшему развитию контейнерных перевозок.

Что касается развития так называемой западной части международного коридора, а именно направления от Кошице до Вены, то совместно с коллегами из Австрии, Словакии и Украины мы объявили тендер - "Проектно-конструкторские услуги по разработке детального ТЭО: создание коридора и выбор маршрута, а также осуществление предварительных проектных работ". Прием заявок завершен 2 октября 2013 года. По различным оценкам, продление широкой колеи в Европу к 2050 году позволит ежегодно привлекать дополнительно 16-24 млн т грузов.

В восточной части международного железнодорожного коридора (участка железной дороги от российской станции Туманган до порта Раджин) в сентябре были завершены работы по реконструкции железнодорожного участка линии Хасан - Раджин.

- Какие успехи достигнуты по расширению географии привлечения транзитных грузов на Транссиб и каковы дальнейшие планы в этом направлении?

- В настоящее время за счет внедрения новых маршрутов доставки грузов (Чунцин - Дуйсбург, Дуйсбург - Москва, Шанхай - Дуйсбург) и повышения качества предоставляемых услуг объем контейнерных перевозок в сообщении Европа - Китай увеличился почти в 2,5 раза. Кроме того, имеется договоренность об активизации деятельности Ассоциации транссибирских интермодальных операторов Японии, Корейской ассоциации международных грузовых экспедиторов, Ассоциации европейских транссибирских операторов по привлечению дополнительных объемов грузов на Транссибирский маршрут из Японии, Республики Кореи в Европу и в обратном направлении. Эту работу необходимо продолжить.

Серьезная ставка в привлечении внимания ведущих транснациональных грузоотправителей к перевозкам по Транссибирскому маршруту должна быть сделана на предоставление востребованных и конкурентоспособных логистических услуг и продуктов. Это касается организации сервиса "от двери до двери", выстраивания оптимальной логистики интермодальных перевозок, отправления регулярных контейнерных поездов по расписанию.

Практика работы ОАО "РЖД" показала, что весьма востребована услуга ускоренного продвижения контейнерных поездов "Транссиб за 7 суток". В настоящее время ежедневно в движении находится порядка 10 таких поездов. В рамках дальнейшего совершенствования технологии работы данная услуга получит новое развитие. Если сейчас поезда следуют со скоростью 1,2 тыс. км/сут, то к 2015 году мы планируем повысить ее до 1,5 тыс. км/сут.

Особое внимание следует уделить созданию совместных с зарубежными партнерами предприятий, предоставляющих комплексные транспортно-логистические услуги. В этой сфере уже имеется положительный опыт. В 2012 году в Чунцине с участием китайской, российской, казахстанской и немецкой сторон зарегистрировано совместное предприятие YuXinOu Logistics Co., Ltd, которое осуществляет регулярные железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Китай - Европа с оказанием полного комплекса логистических услуг "от двери до двери".

Развитие ТСМ как магистрали международного значения должно осуществляться как комплексная задача с точки зрения технологий и как глобальная задача с учетом заинтересованности участников рынка. Только на этой основе будет обеспечена конкурентоспособность трансконтинентального маршрута и повышена роль национальных железнодорожных компаний. При этом транссибирские перевозки должны в полной мере отвечать международным стандартам в области безопасности.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что создание привлекательных условий по использованию Транссибирского маршрута для перевозок грузов между странами АТР и Европы - эта та задача, решение которой не только позволит реализовать транспортно-транзитный потенциал России, но и станет катализатором укрепления внешнеэкономических связей между странами Европейского союза, РФ и государствами Азии. В свою очередь, это положительно отразится на международном авторитете России и, как следствие, предоставит нашей стране эффективные ресурсы внешнеполитического позиционирования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер25.10.13Ставка на сервис