20-07-20 / 2020
Новости отрасли
Развитие транспортно-логистического рынка в России ограничено возможностями инфраструктуры

О развитии и проблемах транспортной инфраструктуры РФ мы разговариваем с операционным директором логистической компанией "Точка-Точка" Максимом Алексеевым. - Максим, как, по вашему мнению, уровень развития инфраструктуры влияет на успешное функционирование бизнеса в России, в том числе логистического?

- Развитие транспортной инфраструктуры в России один из ключевых факторов роста показателей бизнеса, особенно малого и среднего. Также это задел для достижения баланса в распределении денег и товаров между федеральными центрами и регионами и, как результат, обеспечение стабильного повышения спроса на потребительских рынках.

Учитывая преимущества географического положения России, выделять какой-либо один сегмент, на мой взгляд, не целесообразно.

Под инфраструктурой, прежде всего, я подразумеваю ресурс, позволяющий создать ту степень свободной мультимодальности, которая будет отвечать запросам времени: оптимизации затрат в цепочках поставок, сокращению сроков перевозки, повышению безопасности и транспарентности процесса перемещения людей и товаров на всем евразийском пространстве. Если выделять приоритет – масштабирование и укрепление опорной сети транспортной инфраструктуры в границах РФ и ее развитие в определенных странах СНГ, ЮВА и ЕС, другими словами, создание единой грузораспределительной (товаропроводящей) сети в рамках обозначенного условного треугольника.

- Какой эффект для ВВП, экономики страны несет в себе развитие транспортной инфраструктуры?

- Во-первых, ВВП отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, предназначенных для непосредственного потребления. Доля затрат на логистику в стоимости конечного продукта в РФ одна из самых высоких в мире. А развитие транспортно-логистического рынка ограничено в большей степени возможностями инфраструктуры.

Во-вторых, рост ВВП принято связывать с увеличением благосостояния населения. Ключевой показатель роста – покупательная способность людей. А она в данный момент ограничена повышением стоимости конечных товаров.

В-третьих, за исключением коммерческих грузоперевозок, конкуренция в авиационных, водных и железнодорожных перевозках практически отсутствует, так как нет свободного рынка. При отсутствии конкуренции снижение стоимости и повышение качества услуг и товаров невозможно. Следовательно, для увеличения спроса и дальнейшего расширения предложения – ключевого фактора роста ВВП – предпосылок не много.

- Как должен отразится на развитии инфраструктуры кризис, который мы сейчас переживаем, чтобы преодолеть его наименее болезненно?

- Система настолько эффективна, насколько эффективно самое узкое ее звено. Транспортная инфраструктура для реализации целей опережающего роста в экономике РФ очевидно недостаточна, и это самое узкое звено. В любой кризисной ситуации, на мой взгляд, важно определить приоритеты с целью оптимального распределения сократившихся ресурсов. Очевидная цикличность кризисных явлений 2008, 2014, 2020 гг. не оставляет шансов надеяться, что настанет затишье на десятилетия для неспешного создания инфраструктурного потенциала и его дальнейшего эффективного использования. На мой взгляд, из всех частных и государственных проектов "неприкасаемым" должен быть блок задач, связанных с развитием транзитного потенциала РФ. Это большой пул взаимоувязанных инфраструктурных задач. Критерий прост – потенциальный эффект и его мультипликативность на сопричастные сферы.

- Что можно сказать о государственных приоритетах и планах в этом направлении? Вы согласны с тем как расставлены акценты в долгосрочных программах развития?

- В 90-е инфраструктура не развивалась, в 2010-х к ней появились вопросы, но при этом люди продолжали пользоваться возможностями старых фондов. На мой взгляд, последние 10 лет ранее поставленные вопросы, связанные с транспортной инфраструктурой, получили более высокий приоритет. Считаю, что стратегия развития, сформулированная государством до 2030 года, показывает вполне логичную дорожную карту. Нам необходимо строить и модернизировать сеть опорных объектов транспортно-распределительной инфраструктуры: мосты, порты, дороги, узлы консолидации и перераспределения потоков и т.д.

Нужно продолжать движение к децентрализации транспортной системы. Разрыв между развитием центра и регионов с каждым годом только увеличивается. Ключевыми факторами успешности, конечно же, являются рост объемов дорожного фонда для строительства федеральных и региональных трасс, а также развитие приграничных территорий и крупнейших транспортных узлов южных регионов страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сюда же нужно отнести рост пропускной способности Транссиба. Отдельная задача - развитие инфраструктуры национальных транспортных коридоров для их последующего объединения с международными транспортными коридорами, особенно европейскими и азиатскими.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер20.07.2020