08-12-23 / 2023
Новости отрасли
Развитие Сибири зависит от доступности железных дорог

В октябре текущего года правительством РФ утвержден план реализации стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО) до 2035 года. Представители регионов выступили за включение в него мер по железнодорожной инфраструктуре.

В стратегии пропишут рельсы

Как отметил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, главной задачей стратегии является создание необходимых условий для привлечения инвестиций в регион.

"Этот документ описывает конкретные инвестиционные проекты и действия. В общей сложности в него включены 211 мероприятий, 75 инвестпроектов", - сообщил чиновник.

Однако при обсуждении плана стратегии в Совете Федерации к его редакции возникло немало вопросов. В частности, обратил внимание сенатор от Томской области Владимир Кравченко, в ней слабо отражены аспекты транспортной обеспеченности регионов.

"Если бюджеты не инвестируют инфраструктурные проекты, бизнес туда не сможет прийти. Это является главным тормозом", - подчеркнул В. Кравченко.

К примеру, речь идет о создании Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск) протяженностью 1,9 тыс. км. Направленный на обслуживание промышленной зоны Нижнего Приангарья, а также формирование альтернативного маршрута для некоторых участков БАМа и Транссиба проект был одобрен еще в 2000-х, но развития не получил. В этом году главой государства поручено проработать причастным ведомствам дорожную карту по строительству Севсиба.

"Так получилось, что Сибирь находится в центре страны, и в обе стороны – 4 тыс. км. Мы хотели бы решения транспортных вопросов", - заявил сенатор от Кемеровской области Алексей Синицын.

Без Восточного полигона никуда

По словам сенаторов, хотелось, чтобы в документе нашли отражение не только мероприятия по будущей Северо-Сибирской магистрали, но и по расшивке Восточного полигона, что также важно для развития СФО.

"Ни одного тоннеля, которые запланированы на III этапе [модернизации БАМа и Транссиба] нет, а именно это позволит Сибири отгружать продукцию любых переделов. Путь эти мероприятия будут проводиться не на территории СФО, но они-то нужны, прежде всего, для СФО. Оттуда поедут грузы через Дальний Восток в порты", - пояснил А. Синицын.

Сегодня, если взять отправку угольной продукции в направлении дальневосточных терминалов с прохождением в пути следования через ст. Мариинск и Междуреченск, то, как показывает статистика, ее отгрузки стало меньше. В 2018-2021 годы среднесуточно грузилось порядка 170 тыс. т угля, а в 2022-2023 годах – 152-154 тыс. т.

По словам Д. Вахрукова, к 2025 году провозные способности Восточного полигона на экспорт должны возрасти до 180 млн т ежегодно. Новые емкости инфраструктуры будут заполнены, причем различными видами грузов.

Представитель Минэкономразвития признал, что углю сейчас не отдается приоритет, и большее значение приобретает продукция высокой добавочной стоимости.

Сенаторы не согласились с таким положением дел. "Для Сибири критически важно вывозить и продукцию высоких переделов и ту, которая добывается входе горно-рудных мероприятий с территорий", - сказал А. Синицын.

Председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов считает, что при развитии Восточного полигона необходимо подключать в этот процесс частные средства через механизмы ГЧП, концессий. Он отметил, что в 2019-2020 годах компания "РЖД" заключила 3 концессионных соглашения, связанных с обеспечением деятельности особых экономических зон в Калужской, Самарской и Свердловской областях.

"При этом подтверждена готовность в содействии и, значит, есть надежда на рост вовлеченности бизнеса для целей стратегического развития нашей страны", - убежден сенатор.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.12.2023