08-07-20 / 2020
Новости отрасли
Развитие на бумаге

Латвия рискует потерять европейское финансирование транспортной отрасли

В начале июля в ходе заседания парламентской комиссии Латвии по публичным расходам и ревизиям Государственный контроль Латвии (ГКЛ) представил доклад на тему реализации крупных инвестиционных проектов Latvijas dzelzcels (LDz, Латвийская железная дорога) в сложившейся экономической ситуации. Аудиторы пришли к выводу, что крупные проекты по модернизации латвийской железнодорожной инфраструктуры, в которые планировалось инвестировать не менее 534 млн евро, не будут реализованы в срок, в результате чего может быть потеряно финансирование со стороны фондов Европейского союза (ЕС).

Как отмечается в докладе ГКЛ, Министерство транспорта Литвы и LDz не сумели спланировать реализацию крупных инвестиционных проектов таким образом, чтобы своевременно укрепить конкурентоспособность инфраструктуры и подготовиться к переменам в транспортной отрасли. "Давно было ясно, что в Латвии наблюдается спад в железнодорожных грузоперевозках, на который повлияют и развивающиеся порты в других странах. Чтобы повысить конкурентоспособность железной дороги, обеспечить комфорт для пассажиров и соответствие деятельности LDz природоохранным требованиям, с 2014 по 2020 год для отрасли было предусмотрено примерно вдвое большее финансирование, чем в предыдущем периоде планирования еврофондов. К сожалению, развитие этой сферы по большей части осталось на бумаге, и если не улучшить подготовку и внедрение инвестиционных проектов в оставшемся планировочном периоде, то можно не успеть реализовать пересмотренные планы развития железной дороги", – сообщается в докладе.

"Руководство LDz спланировало механизм финансового равновесия необъяснимым образом, учитывая противоположное развитие рыночной ситуации, – отмечает директор первого ревизионного департамента ГКЛ Инесе Калване. – Оно сочло, что объемы грузоперевозок не будут уменьшаться, LDz будет работать с прибылью, и будут приниматься решения об использовании дивидендов для нужд предприятия. ГКЛ ранее уже сообщал о значительных рисках для такого оптимистичного сценария, считая, что привлечение государственного бюджета к финансовому равновесию перевозчика может быть необходимо в ближайшем будущем, а также оно повлияет на способность железной дороги финансировать проекты. Так оно и произошло, так как перевозчик запросил дополнительные средства для обеспечения финансового равновесия".

Напомним, в марте этого года руководство LDz обратилось в правительство с просьбой выделить им дополнительные 40,8 млн евро из государственного бюджета на покрытие собственных расходов. Как рассказала государственный секретарь Министерства транспорта Латвии Илонда Степанова, решения о выделении дополнительных средств еще не принято. "В настоящее время идет работа над проектами постановлений правительства. Они находятся в стадии согласования", – заявила Илонда Степанова.

Одним из главных выводов аудиторов стало то, что крупные инвестиционные проекты на общую сумму 534 млн евро, 454 млн евро из которых выделяет Фонд выравнивания ЕС, не могут быть реализованы в назначенные сроки. Таким образом, по мнению аудиторов, существует риск потерять европейское финансирование.

Отметим, LDz уже отказалась от своего самого крупного проекта – электрификации железнодорожной сети – стоимостью 440 млн евро. Изначально планировалось модернизировать железнодорожные линии Даугавпилс (юго-восток Латвии) – Крустпилс (центр Латвии), Резекне (восток Латвии) – Крустпилс, Крустпилс – Рига и Саркандаугава – Мангали – Зиемельблазма (Рижский железнодорожный узел). Однако по состоянию на сегодняшний день в планах перевозчика остался лишь один проект – модернизация участка Саркандаугава – Мангали – Зиемельблазма, где будет увеличена пропускная мощность, повышена эффективность, экологичность и безопасность движения.

По оценке ГКЛ, все проблемы LDz стали следствием нехватки последовательных и целенаправленных действий Минтранса Латвии и перевозчика. Согласно докладу, проекты регулярно "перекидывались" между учреждениями, на ходу менялись планы, и в течение месяцев не принималось ключевых решений. "Не были определены мероприятия и стимулы для "отвязки" грузопотоков от автомобильных дорог и их перенаправления на железную дорогу. Удельный вес грузоперевозок по железнодорожной сети из года в год сокращается, соответственным образом увеличивается объем перевозок автотранспортом", – отмечается в докладе.

По данным LDz, в 2019 году объем грузоперевозок на латвийской железнодорожной сети составил 41,5 млн тонн (минус 15,8% по сравнению с 2018-м), что стало самым низким показателем с 2002 года. По этой причине Минтранс Латвии поручил LDz снизить затраты. В результате перевозчик принял решение, что до конца 2020 года будут сокращены 1,5 тыс. работников. Сокращения призваны снизить издержки предприятия и повысить эффективность.

Однако в LDz считают, что перевозчик сможет преодолеть имеющиеся сегодня проблемы.

"Мы завершили работу над разработкой новой бизнес-модели, – рассказала в ходе заседания парламентской комиссии Латвии директор по развитию LDz Сандра Цауне. – Это будет полная перезагрузка работы компании. Во второй половине 2019 года упал грузооборот, что заставило тут же начать работать над новой моделью, в которой предусмотрено расширение перечня услуг в тех нишах и рыночных сферах, в которых LDz была мало представлена. Ясно, что потерянный объем грузов шел из России и Белоруссии и компенсировать его новыми грузами и рынками в короткий период времени невозможно. Дочерним предприятиям LDz уже дано задание работать с новыми клиентами и услугами, искать новые дополнительные грузы".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152008.07.2020