Министерство транспорта подготовило проект распоряжения правительства «Об утверждении Плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте».
Документ определяет перечень мероприятий нормативного и технологического характера, а также задачи государства по формированию конкурентной среды в отрасли. Его проект подготовлен в соответствии с планом мероприятий «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (далее – дорожная карта), утверждённым правительством в 2012 году, и с учётом положений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. В него включены положения по совершенствованию технологической модели управления грузовыми вагонами, по развитию конкуренции в перевозочной деятельности и выравниванию условий межотраслевой конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта.
По словам заместителя руководителя департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрея Емельянова, в первую очередь ведомство предлагает завершить мероприятия по созданию цивилизованного рынка операторских услуг.
«Уже давно идут разговоры о необходимости объединения операторов в рамках единой саморегулируемой организации. Однако на сегодня ни один программный документ в области железнодорожного транспорта не декларирует создание СРО как действенного механизма регулирования операторского рынка», – говорит Андрей Емельянов.
Кроме того, проект предусматривает актуализацию правил доступа операторов к услугам инфраструктуры, а также выработку окончательных решений по возможности появления перевозчиков на локальных маршрутах. До конца года, по словам представителя Минтранса, будет подготовлен и направлен в правительство доклад, в котором министерство выскажет окончательную позицию на этот счёт.
Между тем в ОАО «РЖД» считают, что говорить о создании локальных перевозчиков пока рано.
«Предпринимать какие-либо шаги в этом направлении нужно очень аккуратно, тем более учитывая опыт развития конкуренции на рынке грузовых операторов», – говорит заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Старых. По его словам, этот рынок настолько динамично трансформировался и доля частников так быстро выросла, что правовая база, которая бы регулировала их деятельность, в том числе и по вопросам организации перевозочного процесса, сильно отстала от реалий рынка.
«Из-за того что сам процесс управления вагонными парками частниками стал нерациональным, мы столкнулись с трудностями продвижения грузов, возросла доля встречных порожних потоков. Если бы парк находился в руках компании, этот процесс технологически выстраивался бы более эффективно», – сказал Сергей Старых.
Мероприятия по совершенствованию технологии перевозочного процесса и повышению качества услуг железнодорожного транспорта, включённые в проект, в ОАО «РЖД» считают также преждевременными. Поскольку, как напомнил заместитель начальника Центральной дирекции управления движением компании Роман Баскин, они полностью отражены в Едином сетевом технологическом процессе (ЕСТП). Но даже этот документ ещё полностью не реализован: правительство и законодательные органы до сих пор не внесли предлагаемые ОАО «РЖД» изменения в соответствующие нормативные документы.
«Если после полномасштабной реализации ЕСТП останутся вопросы, касающиеся технологий управления вагонными парками, следующим шагом станет их дальнейшая доработка», – считает он.
Для решения проблемы неравных условий конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом, по словам Андрея Емельянова, в проекте предлагается определить подходы к выравниванию требований по развитию и содержанию инфраструктуры и регулированию тарифов. Сергей Старых считает этот вопрос актуальным, особенно в условиях, когда груз уходит с железных дорог на автомобили. Несмотря на то что появилась возможность работать в достаточно узкой «тарифной вилке» от определённого прейскурантом базового уровня, процедура принятия новых уровней тарифов, по его мнению, чрезмерно усложнена. Чтобы создать равные условия, нужно совершенствовать нормативно-правовую базу.
«До конца года будет сделана работа по экономическому обоснованию эффектов, которые возникают в экономике при сохранении таких диспропорций между видами транспорта в условиях конкуренции. Эту работу выполняет Центр стратегических разработок при Правительстве РФ. Я надеюсь, под все риски, которые мы видим в связи с диспропорциями в межвидовой конкуренции, будет подведена экономическая основа с реальными оценками», – говорит Сергей Старых.
Проект находится на рассмотрении в причастных ведомствах, осенью он будет направлен в правительство.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 03.07.13 | Всё по плану |