03-07-13 / 2013
Новости отрасли
Развитие конкуренции на железной дороге поддержат распоряжением правительства

Министерство транспорта подготовило проект распоряжения правительства «Об утверждении Плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте».

Документ определяет перечень мероприятий нормативного и технологического характера, а также задачи государства по формированию конкурентной среды в отрасли. Его проект подготовлен в соответствии с планом мероприятий «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (далее – дорожная карта), утверждённым правительством в 2012 году, и с учётом положений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. В него включены положения по совершенствованию технологической модели управления грузовыми вагонами, по развитию конкуренции в перевозочной деятельности и выравниванию условий межотраслевой конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта.

По словам заместителя руководителя департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрея Емельянова, в первую очередь ведомство предлагает завершить мероприятия по созданию цивилизованного рынка операторских услуг.

«Уже давно идут разговоры о необходимости объединения операторов в рамках единой саморегулируемой организации. Однако на сегодня ни один программный документ в области железнодорожного транспорта не декларирует создание СРО как действенного механизма регулирования операторского рынка», – говорит Андрей Емельянов.

Кроме того, проект предусматривает актуализацию правил доступа операторов к услугам инфраструктуры, а также выработку окончательных решений по возможности появления перевозчиков на локальных маршрутах. До конца года, по словам представителя Минтранса, будет подготовлен и направлен в правительство доклад, в котором министерство выскажет окончательную позицию на этот счёт.

Между тем в ОАО «РЖД» считают, что говорить о создании локальных перевозчиков пока рано.

«Предпринимать какие-либо шаги в этом направлении нужно очень аккуратно, тем более учитывая опыт развития конкуренции на рынке грузовых операторов», – говорит заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Старых. По его словам, этот рынок настолько динамично трансформировался и доля частников так быстро выросла, что правовая база, которая бы регулировала их деятельность, в том числе и по вопросам организации перевозочного процесса, сильно отстала от реалий рынка.

«Из-за того что сам процесс управления вагонными парками частниками стал нерациональным, мы столкнулись с трудностями продвижения грузов, возросла доля встречных порожних потоков. Если бы парк находился в руках компании, этот процесс технологически выстраивался бы более эффективно», – сказал Сергей Старых.

Мероприятия по совершенствованию технологии перевозочного процесса и повышению качества услуг железнодорожного транспорта, включённые в проект, в ОАО «РЖД» считают также преждевременными. Поскольку, как напомнил заместитель начальника Центральной дирекции управления движением компании Роман Баскин, они полностью отражены в Едином сетевом технологическом процессе (ЕСТП). Но даже этот документ ещё полностью не реализован: правительство и законодательные органы до сих пор не внесли предлагаемые ОАО «РЖД» изменения в соответствующие нормативные документы.

«Если после полномасштабной реализации ЕСТП останутся вопросы, касающиеся технологий управления вагонными парками, следующим шагом станет их дальнейшая доработка», – считает он.

Для решения проблемы неравных условий конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом, по словам Андрея Емельянова, в проекте предлагается определить подходы к выравниванию требований по развитию и содержанию инфраструктуры и регулированию тарифов. Сергей Старых считает этот вопрос актуальным, особенно в условиях, когда груз уходит с железных дорог на автомобили. Несмотря на то что появилась возможность работать в достаточно узкой «тарифной вилке» от определённого прейскурантом базового уровня, процедура принятия новых уровней тарифов, по его мнению, чрезмерно усложнена. Чтобы создать равные условия, нужно совершенствовать нормативно-правовую базу.

«До конца года будет сделана работа по экономическому обоснованию эффектов, которые возникают в экономике при сохранении таких диспропорций между видами транспорта в условиях конкуренции. Эту работу выполняет Центр стратегических разработок при Правительстве РФ. Я надеюсь, под все риски, которые мы видим в связи с диспропорциями в межвидовой конкуренции, будет подведена экономическая основа с реальными оценками», – говорит Сергей Старых.

Проект находится на рассмотрении в причастных ведомствах, осенью он будет направлен в правительство.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.07.13Всё по плану