22-10-07 / 2007
Новости отрасли
Развитие частных операторских железнодорожных компаний в условиях роста национальной экономики и спроса на транспортные услуги выгодн...

Развитие частных операторских железнодорожных компаний в условиях роста национальной экономики и спроса на транспортные услуги оказалось выгодно для РЖД. Деятельность частных компаний способна повысить уровень сервиса в сфере железнодорожных перевозок, создать приемлемые для грузовладельцев ценовые условия на рынке, за счет чего сама сеть РЖД станет в целом привлекательнее для грузоотправителей.

Грузооборот в сети РЖД за период с 2003 по 2006 год увеличился в 1,2 раза, а к 2030 году возрастет еще в 1,7 раза (по сравнению с 2006 годом), достигнув 3300 млрд тонно-километров. Прогнозируемая высокая динамика грузооборота обусловлена значительными темпами роста промышленного производства. Основные направления роста перевозок по сети РЖД - экспортно-импортное сообщение. Это в экспортном направлении продукция металлургии, как цветной, так и черной, уголь, нефтеналивные грузы. Импорт же в основном составляют контейнеризируемые грузы - от товаров народного потребления до комплектующих для автомобильных заводов. В условиях роста грузоперевозок появление частных транспортных компаний повысит привлекательность железной дороги. Конкуренция между субъектами рынка железнодорожных перевозок означает, что все они будут работать над повышением качества своего сервиса и снижением цены, что, в свою очередь, сделает более привлекательными железные дороги в целом. Разноуровневой конкуренции между публичным перевозчиком и частным бизнесом уже нет.

Кроме динамичного роста промышленного производства на увеличение грузооборота существенное влияние окажет развитие операторского бизнеса. Уже сейчас в вагонах частных компаний осуществляется свыше 35% всех перевозок по сети железных дорог. На рынке функционируют более 2 тыс. таких компаний, в том числе дочерние компании РЖД "Трансконтейнер", "Рефсервис", "Рейлтрансавто", "Русская тройка". В ближайшее время начнет свою деятельность дочернее общество "Первая грузовая компания" (в уставный капитал которой передано более 200 тыс. вагонов). Успешная работа и развитие Первой грузовой компании, создание в перспективе Второй грузовой компании окажет значительное влияние на рост операторского бизнеса на рынке грузовых перевозок железнодорожным транспортом. Таким образом, к 2030 году прогнозируется динамичное развитие промышленности в стране, позволяющее обеспечить базу для устойчивого роста грузооборота, а также расширение операторского бизнеса и укрепление глобальной конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Заместитель генерального директора группы компаний "Евросиб" Михаил Свердлов подчеркнул, что сам по себе вопрос о том, смогут ли операторы отнимать грузы у РЖД, неактуален. "Любой операторский груз уже пришел на инфраструктуру РЖД, и железнодорожники получают за это деньги, как и за оказание услуг локомотивной тяги. Более того, многие операторские компании проводят активную политику по закупке подвижного состава, строительству своих логистических терминалов, объективно тем самым повышая привлекательность железных дорог по сравнению с другими видами транспорта. Да операторам надо благодарность выразить за то, что они свои деньги вкладывают в эту сферу, а не выяснять, будут ли они куда-то оттягивать грузы", - добавил он. Впрочем, "уверенный рост" перевозок происходит не во всех сегментах. Главный специалист по логистике "Трансконтейнера" Лев Матюшин говорит, что в 2006 году был "потерян темп развития контейнерных перевозок" - а это основа транзитного международного грузопотока. Отставание от прогноза прироста контейнерных перевозок господин Матюшин объяснил передачей "Трансконтейнеру" платформ РЖД: с этого момента частным операторам пришлось платить за порожний пробег этого подвижного состава. Добавим, что в 2007 году тенденция к увеличению доли железных дорог в осуществлении контейнерных перевозок наблюдается и по другим сегментам грузовой номенклатуры, например в поставках продовольствия в Россию или перевозках химической продукции на экспорт.

Еще одна потенциальная точка роста перевозок - транспортировка нефтепродуктов. В обозримой перспективе можно ждать устойчивого роста перевозок нефтепродуктов по сети железных дорог. Объемы их производства растут, хотя сама сырая нефть в последние годы перестала быть железнодорожным грузом. Можно отметить тенденцию, что грузовладельцы сами предпочитают работать с частными операторскими компаниями, поскольку те демонстрируют более высокий уровень ответственности, исполнения сроков и качества парка цистерн, но и РЖД без заказов не остается.

С каждым годом продажи новых импортных автомобилей в России растут на 60-70%. Одновременно с рынком продаж автомобилей растет и рынок их перевозок. По данным "Рейлтрансавто", общий объем российского рынка перевозок автомобилей с учетом транзита в страны Центральной Азии по территории РФ составит в 2007 году 2,5 млн единиц. Принимая во внимание территориальные особенности России, перевозки автомобилей по железной дороге потенциально интересны автопроизводителям. Но в последнее время из-за увеличивающихся пробок на границах проблемы доставки и транспортировки автомобилей по территории России и стран СНГ приобрели большую остроту. И грузоотправители вынуждены искать альтернативу грузовикам-автовозам. "Рейлтрансавто" сейчас резко увеличивает парк подвижного состава. По состоянию на 1 октября 2007 года он насчитывает 1937 вагонов. К 2010 году собственный парк компании планируется увеличить до 5100 единиц. Для "Рейлтрансавто" перспективным направлением доставки автомобилей является прежде всего маршрут Финляндия--Россия. Еще один потенциально перспективный маршрут ввоза автомобилей - Черняховск (Калининградская область)-Россия. Стоит отметить и дальневосточное направление ввоза автомобилей. В настоящее время отдельные пограничные переходы и транспортные узлы хронически перегружены. При переключении потоков на железную дорогу возможно изменение логистических схем доставки новых автомобилей из Южной Кореи и Японии, грузопоток которых составит в 2007 году более 500 тыс. единиц. Сейчас весь этот поток следует через порты Финляндии. Для обеспечения логистики дальневосточных грузопотоков "Рейлтрансавто" развивает собственный портовый терминал "Зарубино" на Дальнем Востоке в морском порту в бухте Троицы. "Рейлтрансавто" активно развивает и несколько маршрутов доставки автомобилей из Китая в Россию. По первому из них автомобили перевозятся по китайской железной дороге до китайско-казахского пограничного перехода Достык--Алашенькоу, в Алашенькоу перегружаются в российские вагоны с дальнейшей транспортировкой по территории Казахстана и России. По второму возможна транспортировка китайских автомобилей через китайско-российский пограничный переход Манчжоули--Забайкальск с перегрузкой автомобилей в Забайкальске в российские вагоны и дальнейшей отправкой по территории России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ22.10.2007Операторское прикрытие