02-04-14 / 2014
Новости отрасли
Разумные ожидания

Компания реализует только коммерчески эффективные проекты, по остальным необходимо определить источники финансирования

Обновлённый вариант Генеральной схемы развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области нуждается в доработке.

К такому выводу вчера пришли участники Координационного совета по развитию транспортной системы региона. 

Решение о необходимости актуализировать генсхему было принято на прошлогоднем заседании Координационного совета. Как пояснил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, в процессе работы проект потребовалось привести в соответствие с текущими возможностями компании, которые изменились с учётом ухудшения макроэкономической ситуации и нулевой индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2014 году. 

Сейчас запланированные мероприятия предложено сгруппировать по блокам: обеспеченные источниками финансирования и одобренные правительством, а также требующие уточнения финансирования исходя из социально-экономических потребностей региона. «ОАО «РЖД» за счёт собственных средств готово реализовать только коммерчески эффективные проекты, – констатировал начальник Октябрьской магистрали Виктор Степов. – Остальные, требующие дополнительных затрат, должны быть выведены в отдельную категорию». 

Согласно доработанной версии генсхемы объём финансирования мероприятий на период до 2025 года совокупно составляет 744,7 млрд руб. Из них обеспечены инвестиционными средствами только 16% (118 млрд), в том числе за счёт ОАО «РЖД» – 9,5% (70,7 млрд), федерального бюджета – 1,2% (8,6 млрд) и внебюджетных источников – 5,2% (38,7 млрд). Таким образом, потребность в дополнительном финансировании оценивается в 626,7 млрд руб. ОАО «РЖД» сможет направить ещё 28,4 млрд руб. на реализацию мероприятий генсхемы после 2016 года. Но этого явно недостаточно. 

Кстати, компания занимается усилением железнодорожной инфраструктуры на полигоне Октябрьской магистрали и за рамками мероприятий, предусмотренных генсхемой. Общие инвестиционные затраты на развитие, модернизацию и обновление инфраструктуры и подвижного состава в 2013–2016 годах составляют 151,8 млрд руб. При этом есть разумные ожидания, что в федеральных целевых программах должно найтись место для проектов, имеющих социально-экономическое значение для региона. 

В качестве примера успешной модели взаимодействия Вадим Морозов привёл программу развития Московского транспортного узла. Он напомнил, что объём финансирования первоочередных мероприятий программы на период 2012–2020 годов составляет 236,9 млрд руб. Ускорить господдержку нужно всего на 55 млрд руб. в ближайшие четыре года, а остальные инвестиции подтверждены. Причём основная их доля приходится на федеральный бюджет и бюджет Москвы. Чтобы этого добиться, обсуждение проекта пришлось поднять до уровня руководства страны. 

По словам Вадима Морозова, ОАО «РЖД» предлагает вынести вопрос определения источников финансирования развития железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области на рассмотрение Межведомственной рабочей группы по развитию транспорта под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, после чего подготовить предложения по государственной поддержке реализации генсхемы. 

Министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что бюджетная система страны переживает трудный период (и он вряд ли будет кратковременным), поэтому рассчитывать на дополнительное государственное финансирование, особенно в тех масштабах, которые озвучило ОАО «РЖД», не стоит. Он считает необходимым сконцентрироваться на тех проектах, которые можно реализовать исходя из имеющихся сегодня средств. 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в целом поддержал такой подход и тоже посоветовал направить усилия на скорейшее воплощение тех проектов, где будет реальное финансирование. «Объекты, по которым есть сомнения, лучше выделить в отдельный раздел и искать для них инвестиционные средства. Иначе выполнение программы вообще будет под вопросом», – предостерёг он. В итоге Максим Соколов поручил ещё раз доработать генсхему и представить новый проект на коллегиальное обсуждение до вынесения его на федеральный уровень.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.04.2014