25-03-19 / 2019
Новости отрасли
Разрешение на дальнейшее проектирование и строительство железнодорожной линии Кошице – Вена должно быть выдано в этом году

18 марта в рамках Международного железнодорожного конгресса-2019 Министерство транспорта и строительства Словацкой Республики, Федеральное министерство транспорта, инноваций и технологий Австрийской Республики и Министерство транспорта Российской Федерации подписали Меморандум по взаимопониманию о строительстве грузовой 450-километровой железнодорожной линии Кошице – Братислава – Вена с шириной колеи 1520 мм.

О том, для чего нужен этот документ и почему в его подписании не принимали участие представители Украины, РЖД-Партнер рассказал заместитель генерального директора Института экономики и развития транспорта Сергей Шарапов. - Сергей Николаевич, для чего был подписан меморандум? Какова его главная цель?

- Этот документ не является юридическим, как скажем, межправительственное соглашение. Но он фиксирует то, к чему уже пришли стороны и о чем уже договорились. Меморандум нужен, чтобы иметь какую-то отправную точку на данном этапе, определить намерения сторон и в целом отношения к этому проекту.

Учитывая, что эта железнодорожная линия располагается на территории Словакии и Австрии, важнейшими участниками, конечно, являются, Австрия и Словакия.

Россия выступает в роли катализатора и инициатора проекта. Мы решаем для себя важную задачу – из технологического перевозочного процесса исключается одна очень дорогостоящая операция - перегруз из вагона с шириной колеи в 1435 мм в вагон с шириной колеи 1520 мм.

Таким образом, снижается стоимость одной тонны для грузовладельцев и ускоряется процесс перевозки. В сегодняшних реалиях, когда российские железные дороги борются за транзит контейнеров, за ускорение продвижения – "Транссиб за семь суток", мы, конечно, повышаем их конкурентоспособность. И это очень дорогого стоит с точки зрения и дополнительных объемов перевозок, и дополнительных доходов от этих перевозок. Россия, конечно, заинтересована в этом проекте. Такие же эффекты получает и Украина

- Но Украина этот Меморандум не подписала…

- Представители Украины принимают активное участие в обсуждении проекта. Они состоят в четырехсторонней рабочей группе (Россия, Украина, Австрия, Словакия – Прим.авт.). Также они входят в совместное предприятие четырех стран - Breitspur Planungsgesellschaft mbH.

Представитель Украины присутствует и в совете директоров, и участвует в обсуждении и исследовании вопросов, связанных с эффективностью и целесообразностью строительства этой линии.

Другое дело, что они (Украина – Прим.авт.) по политическим мотивам, видимо, ограничены в своих действиях и высказываниях, в участии в публичных мероприятиях, таких как конгресс, например. Но на уровне специалистов контакт – вполне нормальный.

- Есть ли риски отказа Украины от участия в проекте?

- Риски всегда есть. Но мы живем в условиях рыночной экономики, которая подразумевает зарабатывание денег и частными предпринимателями, и любыми организациями.

Укрзализныця получает деньги в основном за счет перевозки. Откажется ли какая-либо железная дорога от дополнительных доходов? Пусть хоть какие политические проблемы существуют, но если это не переходит в жесткую конфронтацию, когда коммерция уже не имеет значение, Украина заинтересована в дополнительных объемах транзитных перевозок.

Конечно, могут быть какие-то кратковременные явления – забастовка, перекрытие движения поездов, но все равно эти проблемы долго не могут существовать. Нам нельзя терять те темпы, которые есть с точки зрения изучения целесообразности строительства этой линии.

- На каком этапе сейчас находится проект?

- Сейчас идет подготовительный процесс – предпроектная стадия. Исследуется проект, целесообразность строительства этой железнодорожной линии, показываются риски и эффекты для каждой страны – экологические, финансовые, социальные. Смысл данного этапа – получить официальное разрешение на дальнейшее проектирование и строительства этой линии на территории Республик. Его должны дать правительства Австрии и Словакии. Украина в этой работе, может быть, особо инициативы не проявляет, но они работают, изучают, согласовывают.

- Определен ли источник финансирования?

- Сейчас разговаривать с банками, с финансовыми учреждениями государств Словакии, Австрии, Украины или России – бессмысленно чисто по формальным соображениям. Я имею в виду до того момента, пока не будет получено это официальное разрешение.

- Можете назвать примерные сроки получения разрешения?

- Точно не могу сказать, но полагаю, что это произойдет в 2019 году. Кроме того, еще должны пройти общественные слушания. И нужно учитывать, что действуют жесткие требования государств с точки зрения влияния на окружающую среду. Потому что в некоторых местах дорога проходит близко к населенным пунктам или природным заказникам, охраняемым государством.

Также решается вопрос о снижении стоимости строительства. Пока проект оценен в достаточно большую сумму – почти в €6,5 млрд. Это много для 400-километровой линии.

Согласно тем срокам, которые существуют в регламентах, мы полагаем, что это должно произойти в 2019 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.03.2019