28-09-18 / 2018
Новости отрасли
Разработку проекта развития магистральной инфраструктуры следует начинать с системного планирования грузовой базы

В майском указе президент России Владимир Путин поручил утвердить к 1 октября текущего года комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Стоимость железнодорожных проектов в документе оценивается в 6 трлн руб. Как разработанный Минэкономразвития план может быть реализован и как он соотносится с другими федеральными проектами по развитию железнодорожной инфраструктуры, РЖД-Партнеру рассказал президент Института развития транспортных систем Александр Синев. – Александр Николаевич, каковы предпосылки для создания комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года?

– Предпосылки понятны – это долгосрочное планирование развития под инвестиционный цикл. Для того чтобы привлечь в любую отрасль инвестиции, должна быть понятна государственная политика и конфигурация развития инфраструктуры перевозочных средств на более длительную перспективу, чем это было и пока остается в рамках бюджетного планирования, рассчитываемого на 3 года.

– Что стоит учесть в реализации магистрального плана?

– Все текущие планы по развитию железнодорожной инфраструктуры должны способствовать развитию тех отраслей экономики, которые железная дорога обслуживает. По нашему мнению, РЖД не являются самостоятельной отраслью, которая может развиваться в отрыве от планов грузовладельцев. Если мы говорим о долгосрочном проекте, следует начинать с системного планирования грузовой базы. Этой составляющей сейчас не хватает. Внешние рынки волатильны, и ситуация в условиях торговых войн может развиваться по незапланированному сценарию.

Поэтому, на наш взгляд, с наиболее крупными грузоотправителями следует заключать длительные договоры на обеспечение транспортного обслуживания. Ситуация такова, что 150 грузоотправителей (из нескольких тысяч) дают 60% погрузки на сети.

Такая мера позволила бы инвесторам и ОАО "РЖД" компенсировать часть вложенных в развитие инфраструктуры средств при возникновении непредвиденных обстоятельств. К примеру, в случае если новый железнодорожный участок не окупается и погрузка падает более чем на 30%, включается механизм компенсации потерянных доходов. Здесь можно говорить о включении сетевой инвестиционной составляющей. Это можно сделать предметом трехстороннего договора между железной дорогой, государством и грузоотправителем.

Только когда мы защитим инвестиции и доходы гарантированными механизмами, мы сможем реализовывать такие грандиозные проекты. Пока таких инструментов нет и говорить о гарантированном выполнении анонсированных планов не приходится.

– Как этот план соотносится с проектами развития других видов транспорта?

– Никак, он недостаточно системный. Не стоит забывать о развивающейся конкуренции с иными видами транспорта, существенном переключении грузов II и III классов и даже иногда I класса на грузовой автомобиль. Кроме того, активно развивается трубопроводный и продуктопроводный транспорт.

Главной проблемой, на наш взгляд, является то, что за периметр федерального регулирования выведены пути необщего пользования. Ситуация там плачевная – и в плане состояния инфраструктуры, и в плане тарифной политики. Они регулируются совершенно по разным методикам. Ставки, в расчете на т-км, отличаются в несколько раз. Стоит вернуть федеральный уровень регулирования путей необщего пользования, хотя бы для универсализации норм, правил и методик построения тарифов с обязательным их включением в периметр долгосрочного планирования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.09.2018