22-12-21 / 2021
Новости отрасли
Разработаны требования к договорам "вези или плати" при экспорте угля

Правительство подготовило проект поправок к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, которые призваны стать базой для развития института перевозок по принципу "вези или плати" в сфере экспорта угля. Документ опубликован в базе Госдумы, сообщает "Парламентская газета".

Сейчас закон дает право отправляющим грузы компаниям добровольно заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. При этом норма не содержит положений о взаимной и соразмерной ответственности грузоотправителей и перевозчиков.

Схема "вези или плати" должна отрегулировать сферу. В договорах, заключенных по этому принципу, могут быть прописаны дополнительные условия.

Согласно проекту, в обязанности грузоотправителя – клиента перевозчика будет входить оплата за перевозку вне зависимости от того, были ли предъявлены сами грузы. В случае если груз не был предъявлен из-за непреодолимых обстоятельств, споры с перевозчиком по поводу оплаты будут регулироваться в досудебном порядке.

Если перевозчик не принимает груз, нарушая договор, на него будет наложен штраф в размере суммы провозных платежей за непринятый объем. Аналогично, если груз не был принят по не зависящей от перевозчика причине, споры подлежат разрешению до суда.

При отклонении от заявленного объема груза в 5% санкции как для грузоотправителя, так и для перевозчика не предусмотрены.

Предлагается применять принцип для экспортных перевозок угля с железнодорожных станций, расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса, к терминалам пропуска через границу на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Объемы перевозок по договорам "вези или плати" проект устанавливает на три ближайших года.

В марте на совещании, посвященном развитию угольной отрасли, Президент России Владимир Путин поручил задействовать экспортные доходы угольной отрасли для укрепления и диверсификации угледобывающих регионов. Также российский лидер подчеркнул, что РЖД и угольные компании должны заключить долгосрочные соглашения, фиксирующие взаимные обязательства в рамках поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион до 2024 года. По словам президента, в основе этих соглашений можно было бы заложить принцип "вези или плати", сообщал "Интерфакс".

В августе первый заместитель председателя Правительства Андрей Белоусов на встрече с представителями угледобывающих компаний Кузбасса заявил, что в 2024 году объем экспорта угля из региона должен составить 68 миллионов тонн. Согласно разработанному проекту, 10 миллионов тонн из этого объема планируется перевозить в рамках договоров "вези или плати".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Морские вести22.12.2021