Избыток вагонов на сети опасен не только негативным влиянием на технологические показатели работы, но и возможностью неконтролируемого роста парка.
Игорь Смирнов, директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры
Изменения в пространственной структуре перевозок грузов в последние несколько лет приводят к значительным осложнениям в работе железнодорожной инфраструктуры. Проблемы возникают не только в связи с перегруженностью линейных участков дороги, но и с работой станций в режиме перегрузки. За последние несколько лет погрузка на сети глобально не увеличивалась, рост грузооборота также был достаточно небольшой, но при этом на фоне перестройки логистических цепочек очень сильно выросла оборачиваемость грузовых вагонов. В первом полугодии 2024-го данный показатель составил 20,1 суток, что на 10% больше, чем год назад, и значительно превышает показатели 5-летней давности.
На фоне увеличения вагонного парка снижается маневренность инфраструктуры станций. Это негативно влияет на скорости движения грузовых вагонов, что дальше влечет рост потребности в новом подвижном составе, так как в условиях снижения скоростей движения его требуется все больше для погрузки.
Затем рост оборота запускает порочный круг: если оборот увеличивается, то потребность в вагонах растет, отправители и операторы начинают ощущать дефицит вагонов под погрузку. Чтобы как-то обеспечить заявки грузоотправителей в условиях такого "технологического дефицита", операторы должны приобрести новые вагоны. Увеличение парка, в свою очередь, влияет на оборот вагона в повышательном направлении, а рост оборота вагона снова вызывает нехватку вагонов под погрузку и стимулирует закупку новых.
Существует два варианта решения проблемы.
Во-первых, ускоренное развитие инфраструктуры, включая станции и транспортно-логистические центры, позволит увеличить эффективность логистики и обеспечить более высокие пропускные способности инфраструктуры.
Во-вторых, изменение принципов управления вагонопотоками на сети, но данный вопрос требует тщательной проработки и анализа.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 08.10.2024 |