14-07-15 / 2015
Новости отрасли
Разные взгляды на один коридор

Практика использования перевозчиком тарифного коридора свидетельствует как минимум о его популярности, что подтверждается ростом количества обращений грузовладельцев об изменении тарифов на грузоперевозки в ОАО "РЖД". Однако вполне естественно и то, что со стороны клиентов поступают различные оценки как самой идеи данного тарифного инструмента, так и результатов его работы.

Согласно данным перевозчика, в течение прошлого года и I квартала нынешнего в РЖД поступило свыше 70 обращений грузоотправителей о предоставлении тарифных преференций. Среди обратившихся - ОАО "НОВАТЭК", ООО "ММК", АО МХК "ЕвроХим", ОАО "Святогор", ОАО "Сафьяновская медь", ОК "Русал" и др. В течение указанного периода из принятых правлением ОАО "РЖД" решений по снижению тарифов в действие вступили 26.

Как уже сообщал РЖД-Партнер, от использования тарифного коридора перевозчик получил 1,45 млн т дополнительного объема грузов в I квартале 2015 года и 6,2 млн т - в 2014-м. В прошлом году только на перевозках нефтеналивных грузов, подорожавших до уровня верхней границы ценовых пределов, владелец инфраструктуры заработал 7,1 млрд руб. Финансовые результаты работы тарифного коридора в текущем году перевозчик не сообщил.

На первый взгляд, с тарифным коридором дело обстоит замечательно, однако вполне естественным выглядит и то, что некоторые грузовладельцы сформировали различные оценки как самой идеи данного тарифного инструмента, так и результатов его работы. В частности, директор департамента транспорта ОК "Русал" Мария Никитина считает, что рост транспортных затрат в себестоимости продукции заставляет грузоотправителей переводить грузы на альтернативные виды транспорта, поэтому, например, объемы автомобильных перевозок алюминия в 2014 году выросли в 5 раз по сравнению с 2013-м и продолжают расти.

По ее словам, дальнейшая цепочка проста: производители не выдерживают растущей транспортной нагрузки, их конкурентоспособность снижается, объем высокодоходных перевозок на сети падает, перевозчик пытается компенсировать потери за счет роста тарифов. "Механизм тарифного коридора используется не для поддержания конкурентоспособности РЖД, а для обеспечения доходной базы", - делает вывод М. Никитина. (РЖД-Партнер собщал об этом ранее) Предлагаемое "Русалом" решение - отказаться от применения тарифного коридора в данных целях. Существуют и другие инициативы грузовладельцев в части применения тарифного коридора. Так, член совета директоров ЗАО "Русагротранс" Константин Засов предлагает упростить механизм инициирования и применения тарифного коридора ОАО "РЖД" и даже вовсе отменить тарифное регулирование железнодорожных перевозок на расстоянии до 1 тыс. км. РЖД-Партнер упоминал об этом ранее.

Что думают регуляторы по этому поводу? Насчет упрощения правил применения ценового коридора взаимопонимание с грузоотправителями определенно есть: в частности, директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон полагает, что тарифные решения РЖД должны поспевать за рынком, потому что при длительном рассмотрении обращений грузоотправителя (порой идущем по 6-8 месяцев) экономическая ситуация может существенно измениться и надобность в корректировке цен - исчезнуть.

Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Тамара Стебунова уверена, что право на реализацию гибкой тарифной политики необходимо РЖД именно для поддержания конкурентоспособности отрасли. Однако, по ее словам, в этом году ведомство получило множество писем от грузоотправителей с просьбой разобраться с теми или иными тарифными решениями перевозчика. В ФСТ категорически отрицают возможность компенсации снижающихся доходов владельца инфраструктуры с помощью тарифного коридора. "Рассматривать данный механизм как средство пополнения бюджета неправомерно", - подчеркивает Т. Стебунова. РЖД-Партнер писал об этом ранее. При этом представитель регулятора отмечает, что в настоящее время некоторые пункты правил применения тарифного коридора допускают различные трактовки, что требует как минимум внимательного рассмотрения документа.

Поясним, о чем идет речь. Например, по правилам тариф можно повысить, если на определенном маршруте есть альтернативный транспорт, но можно ли считать таковым, скажем, самолет для перевозки угля? Формально - да, фактически - нет. Другой пример: повышение тарифа из-за недостатка пропускной способности участка сети правомерно, если последний внесен в программу инфраструктурного развития, однако на деле это имеет смысл, если средства на данное развитие уже выделены. Таких замечаний к правилам как минимум несколько.

В РЖД не отрицают, что механизм тарифного коридора нуждается в совершенствовании. Перевозчик и сам готов предложить изменения, в частности корректировку пунктов, увязывающих возможность повышения тарифов с ростом цен перевозимых грузов, в том числе из-за курсовой разницы, что особенно актуально при экспорте.

Кроме того, по словам представителей владельца инфраструктуры, для усиления взаимной заинтересованности ОАО "РЖД" и грузоотправителей необходимо расширение границ ценовых пределов. "Грузоотправители привыкли к действовавшей раньше понижательной практике установления исключительных тарифов", - отмечает вице-президент по коммерческой деятельности ОАО "РЖД" Салман Бабаев. В РЖД считают, что правила тарифного коридора в большей степени либерализованы для снижения тарифов, нежели для повышения, хотя их применение должно обеспечивать рост экономической эффективности перевозчика, что законодательно закреплено.

Разнообразие мнений участников рынка транспортных услуг позволяет предположить, что данная инициатива доказала свою состоятельность, но при этом требует дальнейшего совершенствования. Вопрос заключается в четком определении целей принятия тарифных решений, анализе полученных результатов и скрупулезном пересмотре сопутствующих процедур. Вполне возможно, что именно кризис заставит транспортное сообщество совместно с регуляторами заняться доводкой нормативной базы применения тарифного коридора до рабочего состояния.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру14.07.2015