27-08-17 / 2017
Новости отрасли
Размер имеет значение

Капитализация поработает на имидж АЖД.

Решением кабинета министров Азербайджана уставный капитал ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) увеличен на 11% и теперь оценивается в $474 млн (806 млн манатов).

Государственная помощь составила порядка $47 млн. Количество акций компании, номинальная стоимость каждой из которых составляет $1,18 (2 маната), также возросло почти на 40 млн единиц, говорится в сообщении кабмина.

В АЖД отметили, что финансовая операция является, по сути, компенсацией государства за потраченные ранее средства. Однако не уточнили, на какие цели "неожиданные" деньги будут использоваться.

"По республиканскому законодательству государство может инвестировать в государственные акционерные общества освоенный объем денег или часть только через увеличение уставного капитала. Такая же схема используется и в отношении Азербайджанских авиалиний, метрополитена, "Агролизинга" и других госкомпаний. Они предоставляют кабмину отчет о расходовании бюджетных средств, и на такую же сумму увеличивается капитал и автоматически растет количество акций", – пояснил "Гудку" экономический обозреватель информационно-аналитического агентства Turan Хафиз Бабалы.

По его словам, капитализация является не плановой, а только в связи с обращением компании в правительство за помощью. В последний раз уставный капитал АЖД аналогичным образом был увеличен на 21,2% еще в мае 2014 года. Нынешняя докапитализация связана с кредитом Азиатского банка развития (АБР), на который претендует АЖД. Но международные финансовые организации при этом всегда выдвигают встречные требования, говорит Хафиз Бабалы.

В начале августа банк сообщил, что размер кредита увеличен с $200 млн до $400 млн, которые могут быть выделены двумя траншами – на $300 млн и $100 млн – в виде обычных кредитных ресурсов. Деньги будут направлены на инвестиции в железную дорогу Баку – Ялама (граница с Россией) транспортного коридора "Север – Юг". Но пока остается нерешенным вопрос по кредиту на проект "Программа развития железнодорожного сектора". Его концепция была разработана в июле 2016 года. Но обзор проекта менеджментом банка опять сдвинут на 22 сентября.

Причина – негативная оценка экспертами деятельности АЖД. Как отмечают в АБР, длительный дефицит инвестиций привел к тому, что половина путей нуждается в реконструкции и восстановлении, подвижной состав выработал ресурс, в исправном состоянии остается только 57% локомотивов. И системы сигнализации и электроснабжения нуждаются в срочной замене. "Вся железнодорожная система должна быть модернизирована и институционально реформирована. В транспортном секторе также должны быть приняты решения для того, чтобы поставить железные дороги на один уровень с финансовым состоянием дорожного сектора, в котором не существует практики неплатежей", – уточнили в АБР.

В свою очередь, когда в 2010 году Всемирный банк кредитовал АЖД в размере $450 млн, основными требованиями были также улучшение управления железнодорожной структурой, переход на международную систему бухгалтерского учета, раскрытие информации и увеличение скорости движения, в частности пассажирских поездов до 100 км/ч. "Половина из них не выполнена, и кредиторы такие факторы учитывают. В частности, компания не публикует финансовую отчетность, и ее невозможно получить даже по официальному запросу. Поэтому неизвестно, как она в действительности работает. Кроме того, скорость движения составов у нас не превышает 60 км/ч, а на отдельных участках магистрали и 45 км/ч, и здесь поезда не конкурируют с автотранспортом", – говорит Хафиз Бабалы.

Поэтому АЖД может направить средства от капитализации на улучшение своего имиджа для кредиторов, считает эксперт. К примеру, на модернизированном участке Баку – Сумгаит курсируют новые белорусские двухэтажные поезда Stadler со скоростью 100 км/ч. На $474 млн можно обновить подвижной состав и на других участках. А раскрытие финансовой отчетности обойдется еще дешевле.

Кроме того, как отметила руководитель проектов по бухгалтерскому аутсорсингу компании WiseAdvice Ирина Фролова, в настоящее время многие компании имеют минимальный уставный капитал. Учредители не меняют его сумму годами, полагая, что необходимости в этом нет. Однако небольшой размер уставного капитала не характеризует компанию как привлекательного для сотрудничества партнера. Тогда оптимальным выходом становится решение его увеличить. Его сумма играет роль, когда компания рассчитывает получить банковский кредит. Уставный капитал компании выступает в роли гаранта для кредиторов – по его размерам банк судит о финансовой устойчивости заемщика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152027.08.2017