22-09-18 / 2018
Новости отрасли
Разделят прейскуранты

Украинским магистралям предлагают отказаться от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) направило в кабинет министров стратегию реформирования железнодорожного транспорта.

Документ предусматривает разделение железнодорожной администрации ПАО "Укрзализныця" (УЗ) на два предприятия, ответственных за грузовые и пассажирские перевозки соответственно.

Кроме того, стратегия подразумевает создание отдельной государственной структуры, которая будет регулировать вопросы железнодорожного транспорта на Украине.

"Меры по реформированию железнодорожной отрасли в рамках транспортной стратегии до 2030 года предусматривают образование Государственной службы железнодорожного транспорта Украины, реформу "Укрзализныци", организационное и финансовое разделение ее деятельности по управлению инфраструктурой грузовых и пассажирских перевозок", – подытожил министр инфраструктуры Владимир Омелян.

По его словам, вскоре на украинском рынке появятся иностранные перевозчики, которые поспособствуют введению более прозрачных цен на билеты железной дорогой.

Ранее в УЗ сообщили, что стоимость проезда в пассажирских поездах дальнего следования, курсирующих по территории Украины, с 1 сентября будет снижаться.

Вместе с тем в железнодорожной компании отмечают профицит рабочей силы. По мнению директора по экономике и финансам УЗ Андрея Рязанцева, компания нуждается примерно в 170 тыс. сотрудников вместо нынешних 266 тыс.

"Мы должны отдавать себе отчет, что оптимизация приведет к тому, что почти треть наших работников окажется на улице. Отмечу также, что в себестоимости услуг компании 45% приходится на фонд оплаты труда", – подчеркнул Андрей Рязанцев.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк полагает, что немецкий опыт разделения по видам деятельности внушает оптимизм – в Германии работают грузовая компания DB Cargo, а также ряд компаний, осуществляющих перевозочную деятельность.

"Если говорить об УЗ, то такое решение, на мой взгляд, вполне обоснованно. В последние годы в отрасли сложилась порочная практика перекрестного субсидирования, когда убытки, понесенные при организации пассажирских перевозок (главным образом пригородных), покрываются за счет прибылей, полученных при организации перевозок грузовых. Такая ситуация неприемлема, субсидирование весьма непрозрачно. Необходимо прийти к муниципальному заказу, когда местные власти будут заказывать определенные объемы пригородных перевозок, а "дочки" УЗ, ответственные за этот сегмент, будут предоставлять соответствующие услуги. При этом у пригородных компаний появится возможность самостоятельно кредитоваться, качество услуги станет существенно выше", – уверен Сергей Вовк.

Главным подводным камнем в этой ситуации эксперт считает низкую скорость принятия решения.

"Этот принцип после одобрения правительства внесут как поправку в закон "О железнодорожном транспорте", осенью законопроект пройдет только первое чтение, так что сложно говорить, в какие сроки эта схема может быть реализована на практике", – заключил Сергей Вовк.

Почетный член Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько напомнил, что железнодорожные пассажирские перевозки еще со времен МПС СССР дотировались доходами от грузовых.

"Сегодня этот принцип не изменился, но, учитывая упадок в объемах как одних, так и других перевозок, трудно прогнозировать развитие их роста. Промышленность находится в упадочном состоянии, транзит из РФ и в обратном направлении глупо потерян. Сегмент пассажирских перевозок УЗ, особенно пригородных, на фоне стремительного и прогнозируемого их сокращения за счет отсутствия подвижного состава в надлежащем техническом состоянии также не удовлетворяет потребности клиентов. Уже сейчас появляются предложения часть маршрутов заменить автобусами", – отметил Юрий Приходько.

По его словам, решение о разделении УЗ на грузовую и пассажирскую компании скорее стратегическое, а сложившаяся ситуация требует тактических и немедленных ходов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.09.2018