11-12-14 / 2014
Новости отрасли
Разделить ответственность

По поручению руководства холдинга подготовлен вариант процессной модели управления подразделениями РЖД на региональном уровне, который планируют рассмотреть начальники дорог на Координационном совете 18 декабря. Александр Рудой вошел в состав рабочей группы, занимавшейся документами, определяющими распределение функций, полномочий и ответственности дорог, органов управления бизнес-блоков, функциональных филиалов, ДЗО и их структурных подразделений с применением процессного и сервисного подходов.

Александр Рудой, начальник службы корпоративной информатизации Приволжской дороги

– Александр Валентинович, для чего была разработана модель управления региональными подразделениями компании и как она будет работать?

– Необходимо научиться управлять производством новых комплексных услуг как внутри бизнес-блоков, так и между ними и на центральном, и на региональном уровнях. Разработанная процессная модель управления поможет реализовать синергетический потенциал производственного взаимодействия всех региональных подразделений бизнес-единиц, объединенных в бизнес-блоки.

Модель предполагает формирование в каждом бизнес-блоке на дороге ответственного подразделения – регионального органа управления. Он будет координировать текущую и инвестиционную деятельность бизнес-единиц в регионе, а также управлять ключевыми стратегическими проектами.

Ответственное подразделение осуществляет интегрированное – стратегическое, операционное, финансово-экономическое, инвестиционное – планирование производственной деятельности подразделений бизнес-единиц, включая ДЗО, технологическую координацию их операционной деятельности, контроль качества технологических процессов и внутренних услуг.

Также это подразделение как координатор производственных процессов проводит декомпозицию и балансировку контрольных параметров бизнес-блока, бизнес-единиц в увязке с ресурсным обеспечением и с учетом перспективы развития.

Эффективность деятельности регионального органа управления будет оцениваться рядом контрольных параметров, устанавливаемых для бизнес-блока в целом и для входящих в его состав структур, что служит мотивационным фактором.

– Как это будет происходить, если взять за пример один из бизнес-блоков?

– Одним из центральных блоков является «Инфраструктура», он обеспечивает перевозки для своих главных «клиентов» – «доходных» бизнес-блоков: транспортно-логистического и пассажирского. Здесь готовят востребованную инфраструктуру и тяговый подвижной состав, чтобы его «клиенты» могли продавать комплексные услуги.

Также блок «Инфраструктура» управляет перемещением поездов. Он должен быть заинтересован в увеличении продаж услуг «доходными» бизнес-блоками, создавая себе право на расходы и мотивируя себя на увеличение возможностей инфраструктуры.

На центральном уровне будет функционировать вновь создаваемый департамент управления бизнес-блоком «Инфраструктура», на который должны быть возложены задачи организации перевозочного процесса, определения параметров развития филиалов и ДЗО бизнес-блока, планирования деятельности, управления стратегическими проектами, операционной деятельностью, контроля качества технологических процессов и внутренних услуг.

На региональном уровне ответственным подразделением станет управление бизнес-блока, которому будут подчиняться центры организации работы станций на территориальном уровне и начальники станций на линейном. Их задача – организация перевозочного процесса на полигоне дороги с координацией деятельности подразделений всех бизнес-единиц бизнес-блока.

– Какие тогда процессы управления остаются в компетенции региональных центров корпоративного управления, возглавляемых начальниками дорог?

– РЦКУ обеспечивают взаимодействие между бизнес-блоками и бизнес-блоков с региональными органами власти и бизнеса, формируют среднесрочные планы реализации Стратегии развития ОАО «РЖД». Корпоративные центры также координируют исполнение программ развития бизнес-блоков, организуют сквозное интегрированное планирование производственной деятельности между ними и контролируют их финансово-экономическую деятельность.

И, наконец, РКЦУ проводят комплексный аудит качества сквозных процессов, координируют взаимодействие бизнес-блоков в вопросах реализации всех возможностей компании по максимизации выручки, повышению объемов продаж конечных продуктов.

– Получается, что РЦКУ отстраняются от управления операционной производственной деятельностью?

– Да. Этим должны заниматься те, кто управляет ресурсами, обеспечивающими эту деятельность, то есть бизнес-блоки. Причем они несут экономическую ответственность за принятые управленческие решения.

Если же возложить функции по координации производственной деятельности региональных подразделений бизнес-блоков на РЦКУ, по нашему мнению, произойдет возврат к старой системе, когда эти функции были совмещены с функциями по корпоративному управлению. Но уже без прямого управления ресурсами.

Одним словом, в модели ответственность за эффективное производство продукции возлагается на органы управления бизнес-блоками на региональном уровне. А роль координатора, арбитра и оценщика качества взаимодействия между бизнес-блоками возлагается на РЦКУ. Главное – четкое разделение функций и ответственности на региональном уровне управления. Каждый корпоративный центр и бизнес-блоки, принимая скоординированные, согласованные решения, выполняя свои функции и отвечая за это, не подменяя друг друга, будут работать синхронно по реализации Стратегии.

– Будет ли предлагаемый вариант взят за основу модели системы управления на региональном уровне?

– Его планируется рассмотреть на Координационном совете начальников дорог 18 декабря. После этого будут приняты соответствующие решения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.12.2014