15-05-15 / 2015
Новости отрасли
Разбудить интерес

В связи с сокращением на внутреннем рынке объемов потребления продукции транспортного машиностроения хорошей возможностью для поддержания деятельности российских производителей может стать наращивание экспорта. Способствовать этому предлагает, в частности, Минэкономразвития, на электронной площадке которого предприятия могут заявить о своей продукции иностранным потребителям. Вместе с тем эксперты утверждают, что пока в этом плане компании довольно инертны.

ВАГОНЫ - В БАГАЖ

Наметить наиболее эффективные меры поддержки производителей железнодорожной техники постарались участники очередного заседания НП "ОПЖТ". Одной из таких мер, по словам начальника отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Оксаны Ахматовой, может стать создание межправительственных комиссий (МПК), предназначенных для эффективного взаимодействия бизнеса и государства на международном уровне и налаживания деловых связей с зарубежными партнерами.

"На рассмотрение МПК выносятся различные вопросы, в том числе инициированные непосредственно предприятиями. А поскольку в состав таких комиссий входят заместители председателя правительства России, заместители руководителей и начальники департаментов профильных министерств, этот инструмент является более чем действенным, так как вопрос сразу выносится на очень высокий уровень", - сообщила О. Ахматова.

К нефинансовым мерам поддержки экспорта можно отнести и работу торговых представительств России в иностранных государствах. Наибольшее их количество, а именно 20, находится в Европе. Широко представлена страна и на пространстве СНГ, а также в Азии и Океании. Кроме того, планируется развитие сотрудничества с Африкой и Ближним Востоком.

Еще одним способом продемонстрировать свой проект за рубежом является участие в бизнес-миссиях, которые могут быть как комплексными, когда участие принимают несколько компаний под эгидой головной организации, так и для одной компании. Второй случай актуален, если появляется возможность организации партнерства в определенной стране, несмотря на то, что большой пул компаний не набирается.

О. Ахматова отметила, что подать заявку на участие в бизнес-миссиях можно на портале внешнеэкономической информации. Согласно статистике, в 2014 году проведено 45 бизнес-миссий. В текущем Минэкономразвития уже успешно реализовало 7 деловых поездок, а всего на 2015 год запланировано проведение 54 подобных мероприятий.

Вице-президент НП "ОПЖТ", заместитель генерального директора по сбыту и работе с органами власти ОАО "Синара - Транспортные машины" Антон Зубихин заявил, что такое взаимодействие особенно важно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые имеют конкурентоспособный продукт, но не могут выйти с ним на уровень министерств.

БЕЗ ОСОБОГО ЭНТУЗИАЗМА

Правда, в современных условиях возникают вопросы конкурентоспособности скорее не продукции, а банковского финансирования. "Сейчас те проекты, в которых участвуют предприятия НП "ОПЖТ", с точки зрения банковского финансирования не всегда конкурентоспособны. Ведь есть, к примеру, экспортный банк Китая, который может предоставить отсрочку первого платежа сроком до 5 лет и ставку кредитования порядка 2% годовых. Экспорт конкурентоспособной машиностроительной продукции непосредственно связан со стоимостью финансирования поставок. И если мы имеем конкурентоспособный продукт, то нужно иметь конкурентоспособное предложение с точки зрения

денег", - отметил А. Зубихин. Ключевой формой поддержки экспорта, по его словам, может стать мера по проектному финансированию экспортных сделок. При этом с точки зрения системы субсидирования процентных ставок по кредитам по сравнению со стандартными условиями в России достигли существенного прогресса, определенные сложности возникают только при конкуренции с отдельными странами, когда даже субсидированная процентная ставка может оказаться выше, чем у некоторых конкурентов. "Но это проблема не механизма субсидирования, а проблема международных обязательств, которые Россия взяла на себя, вступив в ВТО, что, скорее, является вопросом политическим и его следует адресовать федеральным органам исполнительной власти", - считает начальник отдела продаж на внешний рынок ГК "Внешэкономбанк" Даниил Алгульян.

Еще одним вопросом, омрачающим конкурентоспособность отечественных условий финансирования, являются гарантии. "Можно говорить о том, что ВЭБ лидирует по предоставлению экспортных гарантий. Однако есть проблема, так как в отношении ряда российских банков действуют санкции, что приводит в отдельных странах к определенным ограничениям по контргарантиям. Но в настоящее время разрабатываются схемы, позволяющие устранить этот недостаток", - заключил Д. Алгульян.

И, тем не менее, даже с внушительным набором мер по поддержке экспорта без заинтересованности производителей ничего не получится. В этой связи заместитель директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Владимир Каганов заострил внимание на том, что при достаточно серьезных механизмах поддержки, начиная от субсидирования и заканчивая работой межправительственных комиссий, предприятия транспортного машиностроения не проявляют особого интереса к экспорту своей продукции. Плюс ко всему не находит отклика и постановление правительства, предусматривающее выделение средств из федерального бюджета на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции. "К сожалению, мы констатируем тот факт, что при соответствующем информировании о данном постановлении, о его текущем механизме и возможностях заинтересованность среди крупных производителей на территории России практически нулевая", - посетовал В. Каганов. Он также напомнил, что до конца текущего года бюджетом предусмотрено порядка 60 млрд руб. субсидий на поддержку производства высокотехнологичной продукции, и призвал компании активизироваться с подачей документов.

Но даже в существующих реалиях экспортное направление остается перспективным. Эксперты отмечают, что транспортное машиностроение (и, в частности, железнодорожная техника) рассматривается как одна из основных точек роста в российском экспорте. И у России сильные позиции на этом направлении как в организационном, так и в технологическом плане.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру15.05.2015