06-12-13 / 2013
Новости отрасли
Рассматривается возможность введения правил, устанавливающих предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах лизинговых органи...

Правительство РФ рассматривает возможность введения с 1 января 2014 года правил, устанавливающих порядок и условия предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций. Однако выиграют при этом не только компании, для которых лизинг подвижного состава – это бизнес, но в первую очередь – производители инновационных вагонов. Ответ на вопрос, что получат остальные участники перевозочного процесса, пока неоднозначен.

Согласно проекту документа, субсидирование возможно при предоставлении скидки по уплате лизинговых платежей. Следует уточнить, что обязательным условием получения субсидии является приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Под ними в проекте документа понимается подвижной состав, произведенный не ранее 1 января 2014 года и снабженный сертификатами соответствия требованиям безопасности РФ. В технической документации на вагоны должны содержаться такие показатели, как восприятие осевой нагрузки от 25 тс и более, пробег от постройки до капитального ремонта не менее 500 тыс. км (либо не менее 4 лет), межремонтный пробег не менее 250 тыс. км (либо не менее 2 лет).

Что касается размера субсидий, предполагается, что он составит 90% суммы затрат лизинговой организации на уплату процентов по кредитам, полученным с 1 января 2013 года на приобретение инновационных вагонов, являющихся частью лизингового платежа. При этом субсидии не смогут превышать величину, рассчитанную исходя из 0,9 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты процентов по кредиту, и не будут превышать размер скидки, фактически предоставленной лизингополучателю.

Интересный момент заключается в положении о том, что если лизингополучатель предъявит справку о сдаче вагона с истекшим назначенным сроком службы в утилизацию, субсидия лизинговой организации, предоставившей лизингополучателю дополнительную скидку на лизинговый платеж, будет выдана единовременно в течение года со дня заключения договора лизинга в размере 130 тыс. рублей за вагон, но не более размера фактически предоставленной скидки.

Нужно ли стимулировать внедрение вагонов нового поколения на государственном уровне? Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Brunswick Rail Владимир Хорошилов считает такую меру необходимой и при этом подчеркивает, что схемы стимулирования должны быть прозрачными и общедоступными для всех участников рынка. С тем, что сегмент лизинга подвижного состава нуждается в субсидировании, соглашается и генеральный директор «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. «Данная форма поддержки лизинговых компаний очень актуальна на фоне сокращения объемов лизинга железнодорожной техники, наблюдающегося по итогам 9 месяцев текущего года», – поясняет он.

Планами правительства по субсидированию лизинговых компаний довольны и производители подвижного состава. Вице-президент и исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов полагает, что стимулирование спроса на грузовой подвижной состав через льготные лизинговые программы своевременно и эффективно. «Рынок грузового вагоностроения в настоящее время находится в сложном положении, – объясняет он. – Почти на четверть упали объемы выпуска продукции, кроме того, сокращаются инвестиционные программы вагоностроительных предприятий».

Совершенно ясно, что вагоностроители в случае реализации предложенных правительством мер станут основными бенефициарами нововведений. Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк отмечает, что и лизинговые компании, в значительной мере ощутившие ухудшение конъюнктуры рынка, также получат конкурентные преимущества благодаря понижению лизинговых ставок и сохранению рентабельности за счет субсидий по кредитам.

Итак, лизинговые организации и вагонопроизводители в полной мере заинтересованы в принятии документа и реализации указанных в нем схем. А что же получат железные дороги? Прежде всего – снижение среднего возраста вагонов на сети, что, безусловно, можно считать позитивным эффектом. «Государственное софинансирование действует в первую очередь в отношении инновационных вагонов, – подчеркивает В. Варенов. – Таким образом, правительство не просто обеспечит сохранение производственного потенциала вагоностроительной отрасли, но и создаст условия для более интенсивного замещения морально устаревших и физически изношенных вагонов более эффективными моделями с увеличенной грузоподъемностью и межремонтными пробегами». Уже несколько лет складывается ситуация, при которой сеть РЖД перегружена, при этом на ней присутствует много старого парка, констатирует Д. Зотов. «Субсидирование в перспективе поможет решить две проблемы: оно будет способствовать и обновлению парка грузовых вагонов, и разгрузке сети», – полагает он.

С последним утверждением согласно большинство экспертов, признающих, что внедрение инновационного подвижного состава на сети повысит эффективность работы железнодорожного транспорта. Улучшение эксплуатационных характеристик парка позволит участникам перевозочного процесса транспортировать большие объемы грузов, используя меньшее количество вагонов, тем самым увеличивая провозную способность инфраструктуры, – считает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок. При этом эксперт упоминает и тот факт, что собственники далеко не всегда выказывают желание приобретать инновационные вагоны, так как использование в их конструкции современных узлов и деталей повышает цену единицы нового подвижного состава примерно на 20% по сравнению со стоимостью вагона старого образца.

Представители компаний-операторов это подтверждают. Так, по мнению генерального директора ООО «Транком-Сервис» Андрея Тайгина, стоимость инновационного вагона на данный момент необоснованно высока, причем с увеличением потребности в подвижном составе она тоже будет расти, и запланированная субсидия займет меньшую долю в общей сумме. «Государственный бюджет РФ испытывает сильное давление в связи с необходимостью исполнения социальных обязательств, поэтому безвозмездная помощь вагоностроителям сейчас вряд ли уместна», – полагает он. Однако и в этом случае стоит предположить, что при введении скидок на платежи по лизингу ситуация вполне может измениться к лучшему и для операторов железнодорожного транспорта.

Итак, принятие проекта поддержки лизинговых организаций даст определенные преференции не только лизинговым компаниям, но и производителям подвижного состава, образующим крупный сегмент рынка. Единственный вопрос, который возникает при осмыслении планируемых нововведений, заключается в том, что если инновационные вагоны так хороши, причем во всех отношениях, то почему их производство и сбыт необходимо поддерживать в государственном масштабе? Ведь новые и качественные продукты, создаваемые в разных сферах промышленности, зачастую выводятся и продвигаются на рынке исключительно силами производителей и их торговых агентов. Если же новые вагоны не так хороши, то тогда тем более непонятны причины, по которым организация их сбыта производится особым образом. Возможно, ответы на эти вопросы может дать только практика, поэтому наберемся терпения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru05.12.13Поддержка инноваций