18-02-14 / 2014
Новости отрасли
Расширяя возможности

В условиях повышения объемов перевозимых грузов необходимо увеличивать эффективность эксплуатационной работы Тюменского узла. Немало в этом направлении уже было сделано, но многое еще предстоит решить.

Увеличение перерабатывающей способности парков отправления станции Войновка – одно из приоритетных направлений в работе. Сергей Нех, заместитель начальника Свердловской железной дороги по территориальному управлению

В связи с активным развитием нефтегазодобывающей промышленности Тюменского Севера и строительством вторых путей на участке Войновка – Сургут в 2015 году ожидается увеличение поездопотока на 80 процентов в сравнении с 2013 годом

Напомню: по итогам прошлого года общая погрузка по региону составила почти 8,9 миллионов тонн или более 182 тысяч вагонов. В этом году мы ожидаем увеличение объемов на 19,1 %, то есть на 1,7 миллионов тонн. Основными погрузчиками в Тюменском регионе являются такие предприятия, как ЗАО «Антипинский НПЗ» (с местонахождением на станциях Войновка и Туринский), а также ЗАО «СИБУР-Транс». К слову, последнее предприятие планирует существенное увеличение погрузки со второй половины 2014 года.

Организацию эксплуатационной работы Тюменского узла осложняет не только рост объемов перевозимых грузов. Есть и другие сложности, в том числе – состояние парка тепловозов эксплуатационного локомотивного депо Войновка. К сожалению, в связи с переходом на обслуживание парка сервисной компанией «ТМХ-Сервис» улучшений в содержании локомотивов не произошло. В январе этого года эксплуатируемый парк тепловозов 2ТЭ116 снизился до 67 (с 73-х в ноябре 2013 года). Возросло и количество неплановых ремонтов – с 90 случаев в ноябре прошлого года до 102 в январе 2014 года.

Уменьшение эксплуатируемого парка тепловозов было допущено из-за превышения простоя локомотивов на плановых видах текущего ремонта и технического обслуживания. На мой взгляд, чтобы исключить временные затраты на пересылку неисправных тепловозов в депо приписки, нужно проводить ремонт в ближайшем ремонтном депо – независимо от приписки локомотива. Другими словами, необходимо обезличить тепловозный парк депо Войновка и Сургут, а также актуализировать перечень неисправностей, по которым нужно проводить ремонт.

Эффективность эксплуатационной работы снижает и дефицит работников локомотивных бригад. На начало этого года численность машинистов и их помощников по Тюменскому региону составила 2233 человека при плане 2308 человек. Дефицит в локомотивных бригадах испытывают три предприятия: депо Войновка (26 человек), депо Ишим (17 человек) и депо Камышлов (37 человек). Количество сверхурочных часов работы по региону за прошлый год составило 395,7 тысяч часов. Чтобы разрешить ситуацию, необходимо доукомплектовать штат локомотивных бригад в соответствии с утвержденным планом. На 2014 год план обкатки машинистов по нашему региону составляет 111 человек.

Эксплуатационная работа напрямую зависит от безопасности движения поездов. В период с ноября прошлого года по январь 2014-го в локомотивном хозяйстве Тюменского региона было допущено 22 события и 94 случая отказа технических средств. Рост случаев в эксплуатационном локомотивном депо Войновка в это время обусловлен отказами, отнесенными за «ТМХ-Сервис». Из-за нарушения безопасности движения поездов по вине локомотивного хозяйства в Тюменском регионе за этот период допущена задержка 218 поездов на 282 часа. При таком состоянии локомотивного парка говорить о повышении уровня эксплуатационной работы сложно. В отдельные сутки потери участковой скорости на Тобольском участке достигали 15 километров в час.

В прошлом году увеличения эффективности эксплуатационной работы мы добивались разными способами. К примеру, в сортировочном парке «С» станции Тобольск на постоянной основе была организована работа осмотрщиков вагонов. Это было сделано для проведения полного опробования тормозов составов, готовых к отправлению на станцию Денисовка и к подаче в парк Тобольск-Порт. Кроме того, на три пары поездов увеличили пропускную способность на путевом посту Тавда 1 – за счет переноса изостыка на 460 метров. Также был изменен порядок следования пассажирских поездов северного направления – это позволило организовать дополнительные нитки грузовых поездов.

Изменения в работе произошли и на станции Войновка. На первом пути парка «Б» был перенесен маневровый сигнал – для увеличения полезной длины пути. В парке «О» с 28 сентября по 6 октября прошлого года в оперативном порядке применялась «ленточная» технология осмотра составов: вместо одной бригады осмотрщиков вагонов из восьми человек было сформировано две бригады, где в каждой – по шесть человек. И хотя время осмотра состава каждой бригадой увеличилось с 45 до 59 минут, зато появилась возможность при необходимости оперативно направлять одну из бригад в другие парки станции Войновка. Таким образом, в течение 16 смен в среднем из парка отправлялось по 16 поездов. Наибольшее отправление достигло 19 составов в смену.

Увеличение перерабатывающей способности парков отправления станции Войновка – одно из приоритетных направлений в работе на ближайшее время. В связи с активным развитием нефтегазодобывающей промышленности Тюменского Севера и строительством вторых путей на участке Войновка – Сургут в 2015 году ожидается увеличение поездопотока на 80 % в сравнении с 2013 годом. Собственная погрузка станции Войновка к этому времени также возрастет в два раза.

На сегодняшний день на Войновке ежесуточно проводится технический осмотр 53 транзитных поездов и 49 составов своего формирования, а также полная проба автотормозов без осмотра у десяти поездов ввиду смены локомотива. Согласно подсчетам, загрузка пункта технического обслуживания Войновка на объемы поездной работы 2015 года при сохранении прежнего контингента осмотрщиков по парку «О» составит 136 %, по парку «Т» – 131 %, и по парку «А» – 99 %. Ни один парк станции не справится с таким объемом. Нужно уже сейчас на постоянной основе ввести вторую бригаду осмотрщиков вагонов в парке «О», снизив численность работников бригады до шести осмотрщиков. При этом перерабатывающая способность пункта технического обслуживания парка возрастет с 16 до 22 составов в смену, то есть на 38 %.

Для обеспечения бесперебойного пропуска поездопотока с учетом увеличения объемов грузовых перевозок остро встает и вопрос комплексной реконструкции станций Войновка и Тюмень. Так, на станции Войновка необходимо строительство дополнительных путей: по одному – в парке «Б» и «О», двух – в парке «П», пучка из четырех путей – в парке «С-1» и четырех пучков из шестнадцати путей – в парке «С-2».

Развитие инфраструктуры Сургутского региона должно учитывать пропускную способность участка Войновка – Тобольск и станции Тобольск. В настоящее время из-за наличия однопутных вставок на мостах через реки Тура и Тавда лимитирующими являются перегоны Тюмень-Северная – Туринский и Усть-Тавда – Сетово. Ориентировочная стоимость строительства вторых путей на данных мостовых переходах составляет 1,2 миллиарда рублей.

Что касается развития пропускных способностей станции Тобольск, предполагаемый объем затрат на реконструкцию станции составляет 1,76 миллиардов рублей. В 2014 году по станции Тобольск запланировано освоение 295 миллионов рублей. В настоящее время рассматривается возможность электрификации двухсоткилометрового участка Тобольск – Войновка на постоянном токе. Это даст возможность водить грузовые поезда до Тобольска без смены локомотивов на станции Войновка.

Реализация этого и других проектов позволит повысить эффективность эксплуатационной работы Тюменского узла в условиях повышения объемов перевозимых грузов.

Справка

В начале года в Тюменском регион­е сохранилась тенденция роста объемов погрузки. В январе было погружено 796 тысяч тонн различных грузов, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 141,8 тысяч тонн или на 21,6 %. В течение первого месяца 2014 года в регионе погрузили более 685 тысяч тонн нефтепродуктов, 30,6 тысяч тонн строительных грузов, 27,5 тысяч тонн химикатов, 11 тысяч тонн черных металлов и 9,7 тысяч тонн лома черных металлов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Уральская магистраль18.02.2014