11-11-15 / 2015
Новости отрасли
Расширение рынка

При значительных колебаниях рыночной конъюнктуры для повышения конкурентоспособности отрасли необходимо тарифную систему сделать более гибкой. Это поможет вернуть утерянные ранее грузы и привлечь новые, полагают специалисты ОАО "РЖД", выступавшие на 3-й Международной конференции по тарифам и ценообразованию на железнодорожном транспорте.

ОАО "РЖД" предлагает использовать более гибкие методы в ценовом регулировании. Определенным показателем успешности принимаемых тарифных решений можно считать транзитное направление, когда размеры сквозной ставки приходится согласовывать с коллегами из Белоруссии и Казахстана, а также учитывать интересы стивидорного бизнеса. Объем транзита сейчас растет, и железнодорожники готовы предложить своим клиентам еще более выгодные логистические продукты.

"Мы не можем конкурировать с морскими перевозчиками по уровню тарифов, но способны предложить лучшие условия по времени и удобству доставки и вполне можем взять 5–10% объема существующих перевозок, – говорит вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев. – Наши транзитные тарифы фактически не поднимались с 2011 года".

Основные правила формирования сквозного тарифа определены: это конкурентоспособность с другими направлениями, согласование единой системы скидок на вновь привлекаемые грузы со всеми участниками, при снижении тарифа учитывается мнение всех сторон, и происходит это на основе паритета и ряда других принципов. Особо Салман Бабаев отметил, что все возможности увеличения доли транзитных перевозок лежат в области сотрудничества железных дорог Белоруссии и Казахстана и нахождения баланса интересов, а не попыток выиграть для себя лучшие условия.

В 2013 году ОАО "РЖД" была предоставлена возможность гибко менять стоимость перевозки по определенным правилам и в створе тарифного коридора. Такое регулирование помогло РЖД вернуть часть грузов и получить дополнительные доходы. Как отметил, к примеру, первый заместитель генерального директора АО "РЖД Логистика" (входит в ОТЛК) Александр Кочуков, по итогам этого года с помощью тарифного коридора будет привлечено около 500 тыс. тонн дополнительного груза, а дополнительный доход составит 200 млн руб. Но сейчас, по прошествии времени, выявились и ограничения, которые не позволяют компании более гибко реагировать на запросы клиентов.

"Эффективность любого бизнеса зависит от скорости принятия решений, – пояснил Александр Кочуков. – Только в процессе взаимодействия с грузоотправителем определяются условия, при которых он готов переключить свой груз на железную дорогу. И это нужно сделать быстро, потому что бизнес не может прекратить производство на время принятия решения. Наша компания даже вынуждена брать на себя риски на время исполнения решения по тарифному коридору.

Чтобы ускорить процесс решения, Александр Кочуков предлагает, в частности, в отдельных случаях разрешить принимать решение о регулировании цены перевозки вице-президенту ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности.

В целом же, по его мнению, нужно существенно расширить границы тарифного коридора, особенно когда речь идет о привлечении грузов второго и третьего тарифных классов. Так как сейчас автомобильный транспорт конкурирует с железнодорожным вплоть до расстояния в три тысячи километров, необходимо сдвинуть границу свободного ценообразования с сегодняшних 1,1 тыс. км до 3 тыс.

Начальник Московской дороги Владимир Молдавер замечает, что существующее сегодня перекрестное субсидирование способствует тому, чтобы грузоотправитель искажал определение груза в закрытом подвижном составе, и поэтому предложил унифицировать ставку в крытом и изотермическом подвижном составе по аналогии с контейнерными перевозками. За сборные грузы взимать усредненную ставку или по цене одного из тарифных классов без применения поправочных коэффициентов.

Кроме этого, Владимир Молдавер также считает необходимым расширить ценовые пределы коридора и дать возможность компании более гибко и быстро реагировать на изменения конъюнктуры.

"Решение о стоимости перевозок для мелких и средних клиентов вполне можно передать на уровень дорог, территориальных центров фирменного обслуживания или региональных центров корпоративного управления", – полагает начальник столичной магистрали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.11.2015