25-05-22 / 2022
Новости отрасли
Расчет в новом формате. Инфраструктуру оценят с учетом прогнозных графиков движения

Железнодорожники смогут максимально эффективно использовать пропускные способности дорог и гарантированно доставлять грузы в срок

В ОАО "РЖД" 19 мая утвердили методику расчета возможностей железнодорожной инфраструктуры для пропуска объемов перевозок грузов и порожних грузовых вагонов. Она предусматривает использование актуальных прогнозных графиков движения поездов, учитывающих текущую ситуацию на сети, вместо нормативных параметров. Такой подход позволит максимально эффективно использовать пропускные способности железных дорог и гарантированно доставлять грузы в срок. Разработкой методики по распоряжению первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Сергея Кобзева занималась отдельная рабочая группа. В нее вошли представители отраслевых научных институтов – АО "ВНИИЖТ", АО "НИИАС", АО "ИЭРТ", а также специалисты холдинга. Методика предназначена для расчета комплекса показателей, отражающих возможности железнодорожной инфраструктуры. Это, в частности, допустимые размеры движения поездов по участкам, размеры вагонопотоков транзитных вагонов с переработкой и без переработки на технических станциях и местных вагонов на путях общего и необщего пользования, нормы передачи подвижного состава по стыковым пунктам, размещение вагонных парков различных категорий. "Цель разработки методики – определение возможностей инфраструктуры по пропуску объемов перевозок грузов и порожних грузовых вагонов на планируемый период", – отметила генеральный директор АО "ИЭРТ" Ирина Магнушевская. Как пояснили в ИЭРТ, методика будет применяться при ежемесячном техническом нормировании эксплуатационной работы (в части нормирования объемов перевозок по направлениям, передачи поездов и вагонов, размещения вагонных парков различных категорий), а также при динамическом моделировании загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" для согласовании заявок на перевозку грузов. Тестировали на Восточном полигоне Опытные исследования для отработки алгоритмов подсчета проводились на Восточном полигоне. Как сообщила Ирина Магнушевская, расчеты выполнялись для участков Новый Ургал – Ванино, Известковая – Порты и погранпереходы Приморья. "АО "ИЭРТ" выполнял расчеты взаимозависимостей функциональной емкости и допустимого уровня использования пропускной способности элементов железнодорожной сети на расчетный период для станционной инфраструктуры общего пользования и инфраструктуры необщего пользования, взаимозависимостей функциональной емкости и допустимого уровня использования пропускной способности по направлениям следования вагонопотоков на расчетный период, сводные расчеты", – рассказала эксперт. При проведении исследования решалось сразу несколько задач. Во-первых, требовалось оценить возможность автоматического расчета графиков движения поездов при заданных условиях на месяц. Во-вторых, верифицировать результаты, сравнив с фактическими данными за февраль 2022 года. В-третьих, нужно было понять, достаточно ли исходных данных для расчета. Как рассказал "Гудку" руководитель центра имитационного моделирования АО "НИИАС" Алексей Козловский, исследователи учитывали большой массив данных. В расчет бралась нормативно-справочная информация (например, данные по перегонам, норма массы и длины поезда, участки работы локомотивных бригад), переменные данные, включая плановые "окна" и ограничения по погрузке, оперативные сведения о дислокации поездов. "Новая методика предполагает новый подход и максимально детализированные расчеты по отдельным участкам, направлениям, родам грузов и подвижного состава, конкретным клиентам", – сказала Ирина Магнушевская. Графику дали прогноз Один из ключевых факторов для определения возможностей инфраструктуры на планируемый период – параметры графика движения поездов. Это связано с тем, что максимальное количество ниток грузовых поездов на расчетном участке и скорость их движения зависит от количества пассажирских, ускоренных поездов, поездов повышенной массы и длины. Отличием новой методики стало использование прогнозных вместо нормативных графиков движения. "Классический подход предусматривает использование нормативного графика. Его преимуществом является простота, но недостаток заключается в наличии существенных погрешностей в расчетах при изменении условий пропуска и структуры поездопотока относительно параметров, используемых при разработке нормативного графика", – пояснил заместитель директора – главный конструктор НЦ "Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения" АО "ВНИИЖТ" Валерий Кирякин. Раньше использование нормативного графика при решении таких задач было единственно возможным вариантом. Переход к планированию по актуальным прогнозным графикам стал возможен после разработки и внедрения в 2020 году на сети АПК "ЭЛЬБРУС" – системы построения прогнозных энергосберегающих графиков движения поездов. Ежесуточно на всех полигонах актуализируется нормативный график с учетом условий пропуска, структуры поездопотока и технологии организации движения. Для повышения точности расчетов в методике предлагается использовать параметры именно актуальных графиков на планируемый месяц. "Такой подход не только повысит точность определения максимального количества поездов и скорости их движения, но и позволит формировать индивидуальные сквозные прогнозные нитки графика для каждого планируемого поезда. В итоге это позволит перейти к суточному планированию возможностей инфраструктуры", – отметил Валерий Кирякин. При тестировании методики расчеты проводились в полуавтоматическом режиме с использованием рабочего места цифровой прогнозной макромодели "ЭЛЬБРУС М" (создана на основе АПК "ЭЛЬБРУС". – Ред.). Как ранее писал "Гудок", "ЭЛЬБРУС М" определяет текущие параметры продвижения поездопотока, формирует прогноз с учетом различных условий пропуска и структуры поездопотока путем построения графиков движения поездов на основе анализа автоматически поступающих из АПК "ЭЛЬБРУС" нормативных, прогнозных и исполненных графиков движения поездов, данных об "окнах" и ограничениях скорости. АО "НИИАС" при решении задачи использовало Комплекс задач Системы построения вариантных графиков движения поездов (ВГДП) Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ). В ВГДП ИСУЖТ график движения поездов на расчетном полигоне определяется автоматически на каждый день месяца, при этом формируется месячный план "окон", их обеспеченности ресурсами и влияния на график движения поездов. Таким образом, формируется наиболее вероятный вариант работы расчетного полигона – график выполнения ремонтно-путевых работ и соответствующий ему график движения поездов. Методику тиражируют на сеть В АО "НИИАС" и АО "ВНИИЖТ" подтвердили "Гудку", что результаты, которые получили отраслевые институты во время тестирования методики, оказались максимально схожими и отразили реальные возможности инфраструктуры. Это подтвердило эффективность алгоритмов, что позволяет говорить о возможности масштабирования ее на другие полигоны сети. "Использование параметров прогнозных графиков движения поездов в расчетных формулах позволяет проводить расчеты допустимых значений загрузки инфраструктуры для заданных параметров продвижения поездопотока. Эти результаты будут использоваться при согласовании заявок на перевозку грузов с учетом рассчитанных значений загрузки инфраструктуры", – рассказал Валерий Кирякин. Согласно нормативным документам ОАО "РЖД", расчеты по новой методике будут проводиться на год – с учетом периодов ведения ремонтных работ и сезонных пассажирских перевозок, а также на месяц – на основе актуализированных данных о вводе в эксплуатацию объектов реконструкции и развития пропускных и провозных способностей, внедрения технологических мероприятий, выполнения и завершения ремонтных работ. Кроме того, расчеты будут выполняться при существенном изменении перерабатывающей, пропускной и провозной способностей сети железных дорог общего пользования и мест необщего пользования. Оценка в автоматическом режиме До 17 июня по поручению Сергея Кобзева рабочая группа должна разработать функциональные требования для автоматизации расчета методики. При этом поставлена задача обеспечить увязку информационных систем с источниками данных для расчета. В настоящий момент стоит задача совершенствования системы автоматизированного приема заявок на перевозку грузов ГУ-12 с учетом параметров загрузки железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД". Это позволит, во-первых, автоматизировано согласовывать заявки на перевозку грузов в таких объемах, которые гарантированно будут доставлены грузополучателю в установленные сроки, во-вторых, максимально эффективно использовать пропускные и перерабатывающие способности станций, участков и подъездных путей. В-третьих, в значительной степени исключит отставление поездов от движения из-за дефицита возможностей инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.05.2022