20-05-15 / 2015
Новости отрасли
Rail Baltica II: соединяя Европу

Осуществление первого этапа Rail Baltica быстро продвигается вперед. Уже осенью этого года строящаяся со стороны Польши железнодорожная магистраль Rail Baltica достигнет Каунаса. Но когда будет запущен полностью весь проект и увеличит ли он объем перевозок между европейскими странами?

В реализацию этого проекта мало кто верил, но она уже идет полным ходом. По словам премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса, 90% запланированных работ уже выполнено. Предполагается, что все они будут закончены до осени. В то время как Латвия и Эстония до сих пор не определились с окончательным маршрутом, по которому пройдет железнодорожная магистраль.

Сейчас страны Балтии не интегрированы в железнодорожную систему ЕС. Единая европейская колея, которую предстоит проложить трем прибалтийским странам, должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. Таким образом, по словам авторов проекта, улучшится сообщение между Центральной и Восточной Европой, увеличится скорость движения поездов, вырастут пассажиро- и грузопотоки, а вместе с ними и прибыль железных дорог. Из-за того что страны Балтии входят в ЕС, а железная дорога - нет, на границе между Литвой и Польшей теряются время и деньги, ведь замена колесных пар как у пассажирских поездов, так и у товарных составов требует времени. Не говоря уже о том, что сегодня прямого пассажирского железнодорожного сообщения между балтийскими столицами просто нет, а к 2024-му - году окончания строительства - оно появится, и поезда из Таллина будут долетать до границы с Польшей за 4 часа.

Напомним, проект Rail Baltica стартовал 14 лет назад, хотя его обсуждение на уровне идеи началось еще в начале 1990-х гг. Но именно 7 ноября 2001 года министры сообщений стран Балтии подписали договор о создании магистрали, которая соединила бы Берлин и Таллин по маршруту Берлин - Познань - Варшава - Каунас - Рига - Таллин.

Эксперты полагают, что после прокладки европейской колеи Rail Baltica от польской границы до Каунаса она создаст конкуренцию Бресту. Отметим, что через этот белорусский город сейчас следует основная часть грузов из Европы в Россию. Представители Белорусской железной дороги отказались от комментариев. Однако уточнили, что на данном этапе они не видят никакой конкуренции.

По мнению заместителя заведующего отделением развития транспортного рынка ОАО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ) Андрея Тихомирова, новая магистраль вряд ли окажет влияние на распределение грузопотоков , которые сейчас следуют в международном сообщении между Россией и странами Европы, транзитом территории Белоруссии и стран Балтии.

"Проект Rail Baltica в основном ориентирован на пассажирские перевозки. Реальный взаимный торгово-экономический потенциал стран-участниц проекта незначителен для обеспечения необходимого грузо- и пассажиропотока по данной линии. Конечно, возможно, сегодняшние объемы перевозок сдерживает стык 1520 и 1435, но скорее строительство данной магистрали - это больше политический проект, чем необходимый с точки зрения и развития инфраструктуры и экономисткой целесообразности", - рассуждает А. Тихомиров.

Интерес к новой железнодорожной магистрали проявляют финны. Политика Европейского союза направлена на то, чтобы уменьшить количество автомобильного транспорта в Европе. Все это ведет к тому, что железнодорожный транспорт станет выгодным. А Финляндия до 85% своей продукции экспортирует морем, и ей нужны альтернативные маршруты доставки товаров. Ведь после ужесточения природоохранных требований в ЕС морские перевозки подорожают. Планируется строительство подводного железнодорожного тоннеля между Таллином и Хельсинки либо (в случае экономической неоправданности этого проекта) пуск железнодорожного парома между городами. Таким образом, Rail Baltica может соединить и Скандинавию с Западной Европой.

Более того, по словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, в перспективе к этому проекту может присоединиться РФ.

"Если к Rail Baltica присоединится Россия, то это еще больше укрепит политические и экономические связи на европейском пространстве, принесет выгоду всем государствам континента. Данный проект позволит организовать и пассажирское, и грузовое сообщение", - поясняет он.

О прибыльности новой магистрали, по мнению аналитиков рынка, несколько лет не будет и речи. Латвия в этом проекте будет транзитной страной. Если Эстония еще заработает на портовых услугах, поскольку там эти грузы собираются, то в Латвии такого преимущества не будет.

"Строительство железной дороги в рамках проекта Rail Baltica, несомненно, является масштабным проектом, заслуживающим серьезного внимания. Тем не менее если говорить о железнодорожных грузовых перевозках, успешность данного проекта не кажется мне очевидной на данный момент", - подчеркивает руководитель ACEX Эстония, члена альянса ACEX Эдуард Кяснапуу.

По мнению А. Тихомирова, в целом перспективы экономической эффективности проекта оцениваются негативно, в первую очередь, в связи с недостаточным для проекта экономическим и промышленным потенциалом стран-участниц, а также наличием отлаженных логистических схем автомобильной и морской логистики в регионе.

Напомним, что общая доля софинансирования из средств Евросоюза на реализацию проекта составит 85% всех расходов на строительство, которые, по ориентировочным прогнозам, достигнут €3,7-5,2 млрд. Интересно, что лишь после подачи заявки в Латвии планируют провести оценку воздействия перспективной магистрали на окружающую среду и провести общественные обсуждения. Строительство Rail Baltica от границы Польши до Каунаса оценивается в €380 млн.

Ожидается, что к 2030 году, когда линия заработает на полную мощность, ежегодно по ней станут перевозить 5 млн пассажиров и 12 млн т грузов. Rail Baltica обеспечит 3%-ный рост ВВП.

"При перевозке грузов в страны Балтии чаще всего используется налаженная схема доставки через развитую сеть морских портов, что позволяет быстро отправлять грузы как между странами Балтии, так и до портовых городов Европы, не тратя времени на перегрузку товара с железнодорожного терминала в порт. Финляндия также славится своими морскими портами с высоким уровнем сервиса и конкурентными ставками. Морские перевозки являются одним из самых экономичных видов транспортировки. Железнодорожный транспорт может привлечь дополнительные объемы грузов, но весь поток, идущий обычным морским путем, будет так перевозиться и в дальнейшем. В любом случае решающими факторами будут выступать цены на перевозку и транзитное время", - рассуждает Э. Кяснапуу.

Проект Rail Baltica планируется завершить к 2024 году, ветка будет проложена от литовско-польской границы до Таллина. Насколько эффективно будет работать новая железнодорожная магистраль, по мнению участников рынка, понятно будет только ближе к завершению данного проекта.

Справка

Общая протяженность железнодорожного пути составляет 728 км, в том числе в Литве - 264 км, Латвии - 235 км, Эстонии - 229 км. Поскольку в настоящее время во всех трех странах идет уточнение расположения магистрали, ее протяженность может быть скорректирована.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру20.05.2015