06-07-19 / 2019
Новости отрасли
Рационализм до деталей

Инициативы сотрудников помогают БЖД сэкономить на ремонте.

На Белорусской железной дороге (БЖД) в 2018 году внедрены в производство около 450 рацио-нализаторских предложений, от использования которых получен экономический эффект в размере 2 млн 166 тыс. белорусских рублей (около $1 млн). Новаторские идеи направлены на обеспечение безопасности движения, улучшение качества ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава и экономию ресурсов.

Как рассказала "Гудку" ведущий инженер службы технической политики и инвестиций БЖД Тамара Шевеленко, в компании по итогам 2018 года определены 67 лучших специалистов, которые подготовили рационализаторские проекты для использования на сети. Из них 30 человек получили звание "Лучший рационализатор Белорусской железной дороги", еще тридцать – "Лучший молодой рацио-нализатор Белорусской железной дороги" и семь признаны "Лучшими организаторами технического творчества". Все работники награждены дипломами и премией в размере 380 белорусских рублей ($187).

Лидерами магистрали стали рационализаторы и изобретатели Минского отделения, которые разработали 47 проектов. По словам Тамары Шевеленко, интересные идеи предложили работники Минского локомотивного депо. Инженер-технолог Эдуард Лаврентиков в соавторстве с главным технологом Андреем Полуянчиком и мастером топливно-автоматного участка Андреем Валюшко придумали приспособление для демонтажа топливных насосов с лотка дизеля тепловоза серии ТЭП70БС, которые используются для вождения пассажирских поездов на участках Полоцк – Даугавпилс, Витебск – Новосокольники, Гомель – Бахмач, Калинковичи – Коростень, Минск – Вильнюс.

"Использование такого приспособления позволило уменьшить время работ на демонтаже, так как теперь нет необходимости применять подручные средства – молоток, лом, зубило. То есть из этого процесса исключили ручной труд", – уточнила Тамара Шевеленко.

Также специалисты депо разработали приспособление для проверки на плотность втулки цилиндрового комплекта дизеля тепловоза той же серии. "Его применение позволяет проверить втулку на герметичность до того, как она будет установлена на тепловоз, получить доступ для осмотра цилиндрового комплекта и, значит, исключить возможность установки неисправных запчастей. Такое техническое решение дает экономию почти в 15 тыс. белорусских рублей ($7,3 тыс.)", – рассказала Тамара Шевеленко.

Второе место заняли работники Барановичского отделения, предложив 51 техническую идею с экономическим эффектом 523 тыс. белорусских рублей ($255 тыс.). Как отметила ведущий инженер отдела технической политики Елена Шорина, 23 рационализаторских предложения, среди которых есть и коллективные работы, представили специалисты локомотивного депо Лида. Практически все из них касаются ремонта и восстановления запасных частей и деталей к тяговому подвижному составу. К примеру, способы продления срока службы поршней дизеля, восстановления крышек цилиндра двигателя локомотива и другие. Но также есть значительный с точки зрения экономии проект – 469 тыс. белорусских рублей ($229 тыс.), разработанный в соавторстве 15 специалистами депо по изменению ремонтной технологии.

"Мы ремонтируем в больших объемах современные маневровые тепловозы серии ТЭМ1 и ТЭМ2, в них установлен дизель Caterpillar, и в системе наддува есть картриджи турбокомпрессора, очень дорогостоящие. По рекомендации завода-производителя они в обязательном порядке подлежат замене через какой-то срок эксплуатации. То есть в правилах по ремонту дизеля есть требование менять картриджи на новые независимо от их состояния. Нас такое положение вещей не устраивало, и мы разработали технологию ремонта картриджей, чтобы не закупать детали, и отправляем в эксплуатацию картриджи с продленным сроком службы. Мы были вынуждены выполнять требования производителя, пока тепловозы находились на гарантийном обслуживании, теперь такой зависимости нет, как нет и сервисного обслуживания. Депо несет ответственность за большие виды ремонта тепловозов и эксплуатацию тягового подвижного состава в межремонтный период", – пояснил "Гудку" ведущий инженер локомотивного депо Лида Эдуард Корнейчук.

Замыкает тройку лидеров Гомельское отделение БЖД, где 135 рацпредложений принесли экономический эффект в 291 тыс. белорусских рублей ($142 тыс.).

По словам Тамары Шевеленко, мастер локомотивного депо Гомель Евгений Шестюк в соавторстве с другими специалистами предложил изменить конструкцию стенда для обкатки водяных насосов двигателей тепловозов. На нем в автоматизированном режиме проверяют герметичность насосов. При выполнении текущего ремонта тепловозов в объеме ТР-2 нужно производить обкатку водяных насосов после того, как он будет завершен. Специалисты внесли изменения в электрическую часть в конструкции стенда, и на нем теперь можно проверять два вида насосов.

Также работники станции Жлобин Гомельского отделения БЖД предложили изменить способ расформирования вагонов на 48-й путь Южного парка станции. Из-за удаленного расположения пути был установлен запрет на роспуск сортировочной горки вагонов, так как перед этим необходимо проверить, свободен путь или занят. Специалист станции Ольга Романова придумала систему информирования о состоянии пути, что позволило снизить эксплуатационные расходы при производстве маневровой работы, сократить время формирования и расформирования составов поездов, а также повысить производительность маневрового локомотива. Экономический эффект составил более 38 тыс. белорусских рублей ($18,7 тыс.).

За пять месяцев 2019 года, говорит Тамара Шевеленко, на БЖД уже внедрено более 150 новых рационализаторских идей.

Как ранее писал "Гудок", в 2017 году, который был объявлен Годом науки, за счет новых технологий, разработанных сотрудниками подразделений, дорога сэкономила 2,2 млн белорусских рублей (более $1 млн). Прирост к 2016 году составил 19,5%, это самый большой экономический эффект за последние годы. Новые решения позволили повысить качество ремонта и эксплуатации подвижного состава и сократить простой вагонов.

В частности, новаторы станции Минск-Сортировочный изменили технологию развоза местных вагонов на станциях Смолевичи и Борисов. Раньше для вывоза местных вагонов с разных станций использовалось несколько передаточных поездов. Идея заключается в том, чтобы сформировать один вывозной двухгруппный поезд с маневровым локомотивом, который формируется на станции Борисов из двух групп вагонов, они отправляются в разные пункты назначения до станции разъединения. Первая группа идет на Смолевичи и включает также вагоны со станции Городище и Шеметово. Вторая – до Борисова, включает Новосады, Приямино и Крупки. Реализация проекта позволила снизить простой местных вагонов на станциях выгрузки, а также под одной грузовой операцией и одновременно сократить время оборота вагонов. Причем такая технология может использоваться и на других станциях магистрали.

Как сократить затраты на маневровые работы, придумали специалисты Минского вагонного участка. Они разработали нагрузочную вилку для проверки аккумуляторных батарей пассажирских вагонов. Устройство позволяет сократить время и трудоемкость выполняемой работы. Пользуясь нагрузочной вилкой, можно проверить напряжение аккумуляторной батареи под нагрузкой током большой силы, а также определить не только годность аккумулятора, но и с достаточной точностью – степень его заряда. Кроме того, для проверки состояния аккумуляторной батареи пассажирского вагона исчезла необходимость переставлять его на специализированный путь.

Развитие новаторства поддерживает главный инженер магистрали Валерий Шубадеров. По его мнению, рацпредложения приносят не только экономический эффект, но и помогают улучшать условия труда работников, совершенствовать систему охраны труда и повышать безопасность движения поездов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.07.2019