05-03-24 / 2024
Новости отрасли
Рациональное зерно для отрасли

Экспорт российских зерновых и зернобобовых в первой половине сезона-2023/24 (с 1 июля по 31 декабря) стал рекордным по основным позициям и составил почти 39 млн тонн. Эксперты рынка выделяют ряд мер, которые могут позволить нарастить экспорт зерна. В то же время наблюдаются предпосылки сокращения экспортного потенциала российских аграриев из-за роста себестоимости производства.

Внутреннее потребление зерна в России практически в два раза меньше (77-80 млн тонн), чем собранный в 2023 году урожай (147 млн тонн). Это одна из причин, которая позволяет РФ оставаться в тройке мировых экспортеров зерна, считает вице-президент – председатель комитета по сельскому хозяйству Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергей Соколов.

"Показатели производства позволили России вновь подтвердить статус нетто-экспортера продукции АПК. Выручка от поставок на внешние рынки в 2023 году впервые превысила $45 млрд", – заявил на заседании оперативного штаба Минсельхоза в конце января глава ведомства Дмитрий Патрушев.

Пятерка импортеров

По данным аналитического центра "Русагротранса" на 20 февраля 2024 года, в пятерку стран – импортеров российского зерна входят Турция, Иран, Египет, Бангладеш и Саудовская Аравия. В текущем сезоне (2023/24) в Турцию вывезено 5,3 млн тонн зерна против 6,6 млн тонн за аналогичный период прошлого сезона. "Снижение импорта имеет место ввиду рекордного урожая пшеницы в Турции, которая сама начала экспортировать в этом сезоне твердую пшеницу и кукурузу", – пояснили "Гудку" в "Русагротрансе".

На втором месте Иран, куда Россия экспортировала 4,5 млн тонн зерна, что на 11,3% больше, чем в соответствующем периоде прошлого сезона. Однако баланс закупок изменился: произошло снижение спроса на пшеницу, но вырос спрос на кукурузу.

В Египет на данный момент отгружено 4,2 млн тонн зерна (точнее, пшеницы, в сезоне-2022/23 за аналогичный период было отгружено 5,1 млн тонн). По мнению аналитиков "Русагротранса", отставание будет преодолено уже по итогам марта за счет ранее выигранных тендеров на закупку зерновых Египетским агентством по закупкам продовольствия (GASC).

Рекордный объем зерна отправили в Бангладеш. В текущем сезоне Россия экспортировала в эту страну почти 2,6 млн тонн зерна против 973 тыс. тонн за аналогичный период прошлого сезона.

Пятерку крупнейших стран-импортеров замыкает Саудовская Аравия, куда экспортировано 2,2 млн тонн зерна – показатель аналогичен соответствующему периоду прошлого сезона при снижении импорта пшеницы и росте ввоза ячменя до рекордного значения.

По прогнозам "Русагротранса", в сезоне-2023/24 с учетом поставок в страны ЕАЭС экспорт зерна из России ожидается на уровне 66,7 млн тонн, в том числе 52,5 млн тонн пшеницы. Рост по отношению к прошлому сезону составит почти 9% по зерну в целом и 6,6% по пшенице.

Экспорт в КНР набирает обороты

Как рассказал "Гудку" Сергей Соколов, объемы экспорта зерновых в КНР пока скромные, но темпы прироста говорят о том, что в текущем сезоне в Китай будет поставлено в два раза больше российской продукции, чем в предыдущем году. То, что российские производители зерновых культур все активнее выходят на рынки Китая, подтверждает и начальник отдела по контейнеризации грузов АО "РЖД Бизнес Актив" Борислав Щербаков. "Анализируя поступающие в компанию заявки, мы видим рост запросов на перевозки в контейнерах от производителей пищевых масел, зерновых культур (гороха, кукурузы, ячменя, гречихи, овса, сои), муки, сухого молока. Большинство производителей – представители малого и среднего бизнеса, которые отправляют единоразово от 200 тонн грузов", – сказал он.

По его мнению, многим предприятиям необходима комплексная услуга "от двери до двери" с обеспечением затарки, предоставлением контейнеров, платформ и оборудования для погрузки, автодоставкой до железнодорожной станции. Также запросы поступают от китайских покупателей, которым нужно вывезти законтрактованный в России товар.

Напомним, в октябре прошлого года Россия и КНР заключили контракт на поставку зерновых на общую сумму 2,5 трлн руб. ($25,7 млрд). Согласно документу, Россия поставит китайским партнерам 70 млн тонн зерновых, зернобобовых, масличных культур в течение следующих 12 лет.

Движение по магистрали

По данным ОАО "РЖД", за первые два месяца 2024 года погрузка зерна на сети составила 5,2 млн тонн, что на 9% больше аналогичного периода прошлого года.

На экспорт в январе по железной дороге в адрес припортовых станций и погранпереходов отправили почти 1,7 млн тонн (+5,9%). Больше всего зерна перевезено на южном направлении – свыше 1 млн тонн. Через порты Северо-Запада отправлено около 50 тыс. тонн. В адрес портов Дальнего Востока погрузили 19,4 тыс. тонн зерна.

Как рассказали "Гудку" в "Русагротрансе", оптимизировать доставку аграрных грузов при лимитирующей провозной способности железнодорожной инфраструктуры помогают маршрутные отправки. Благодаря этой технологии время доставки зерна в порты сокращается вдвое. Следующие в составе маршрута вагоны проходят меньше регламентных процедур на станциях следования в сравнении с повагонными отправками.

"Русагротранс" и ОАО "РЖД" постоянно работают над развитием маршрутизации. В 2023 году парком "Русагротранса" осуществлено рекордное количество маршрутных отправок – 2,7 тыс. Общий объем перевезенных зерновыми экспрессами грузов достиг 6 млн тонн. Число станций отправления груженых и назначения порожних составов выросло до рекордного количества: сейчас их более 170. Увеличение точек массовых отгрузок позволило масштабировать маршрутные технологии на дороги и станции регионов Центра, Поволжья и Сибири.

Кроме того, увеличению объемов транспортировки зерна в порты (особенно из регионов Сибири и Дальнего Востока) могут поспособствовать подписание соглашений на вывоз продукции АПК между зернопроизводящими субъектами и ОАО "РЖД" по аналогии с углем.

"Для стимулирования производства сельхозпродукции в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах и увеличения ее отправок достаточно установить объем в таких соглашениях порядка 1,5 млн тонн", – предлагает Сергей Соколов.

Еще одной мерой, которая поможет повысить экспортный потенциал, эксперт назвал сокращение сроков исполнения регламента по открытию новых контейнерных площадок в зонах консолидации грузовой базы продукции АПК и более глубокое задействование механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ОАО "РЖД".

Ограниченный вывоз

Не стоит забывать, что объем вывозимого на экспорт зерна в РФ ограничен квотами. В этом году квота на вывоз зерна составит 24 млн тонн (она введена на период с 15 февраля по 30 июня и действует в отношении поставок в страны, которые не входят в ЕАЭС). Сейчас предполагается установление дополнительной квоты в 4 млн тонн, что позволит полностью использовать экспортный потенциал текущего сезона, отметили в "Русагротрансе".

По словам Сергея Соколова, квоты распределены в феврале между 250 экспортерами. Существенные квоты, которые дают возможность присутствовать на рынке постоянно, выделяются гораздо меньшему количеству экспортеров. "Сибирский федеральный округ производит порядка 12% всего урожая РФ, а квот получает меньше 1% от всех выданных. Необходимо пересмотреть их распределение", – считает он.

Заплатите пошлину

Помимо квотирования, при рекордных урожаях большую роль играет вывозная пошлина, введенная государством в 2021 году.

Сегодня это порядка 4 тыс. руб. за тонну пшеницы, пошлина на кукурузу и ячмень колеблется от 0 до 2 тыс. руб. "Она ставит российских сельхозпроизводителей в затруднительное положение и должна быть уменьшена", – отмечает Сергей Соколов.

Директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов считает, что экспортная пошлина должна быть совсем отменена. Эксперт прогнозирует, что в перспективе ближайших нескольких лет основной проблемой для наращивания экспортных поставок станет наличие самого зерна в стране из-за падения рентабельности растениеводства. "Необходима полная отмена пошлин, поскольку себестоимость производства зерновых растет внутри страны высокими темпами, а цена на продукцию фермеров искусственно занижена, – поясняет Андрей Сизов. – Такая ситуация не сможет сохранятся долго, и мы увидим сокращение, а возможно, и падение производства. При отмене экспортной пошлины цена на зерно повысится, производитель сможет больше зарабатывать".

Иные препятствия

Кроме того, эксперты видят еще ряд сложностей, затрудняющих поставку российских зерновых на зарубежные рынки. В частности, проблемы со взаиморасчетами и удорожание логистики. Например, в настоящее время снизилось количество предложений фрахта судов, поскольку перевозчики боятся попасть под вторичные санкции недружественных государств, введенные в отношении РФ.

"Появление цифрового рубля, бартерные расчеты – все это впереди и потребует от российских экспортеров существенно новых компетенций для выстраивания финансовой логистики", – подытожил Сергей Соколов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.03.2024