27-06-14 / 2014
Новости отрасли
Рациональная загрузка

Вопросы повышения эффективности управления вагонными парками обсуждались на заседании Уральского межрегионального координационного совета УМКС, которое прошло под председательством начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова.

Повышение эффективности перевозочного процесса зависит от многих факторов, в том числе и от использования вагонных парков. В мероприятии (в режиме видеоселектора) приняли участие руководители структурных подразделений и дочерних обществ ОАО «РЖД» на полигоне Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, региональных органов власти восьми субъектов Российской Федерации, представители отраслевых союзов и ассоциаций, предприятий-грузоотправителей, а также компаний-операторов подвижного состава.

Открывая заседание, начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов подчеркнул, что реформа железнодорожного транспорта в России позволила привлечь частные инвестиции в обновление грузового подвижного состава, сформировать конкуренцию на рынке предоставления вагонов и, в конечном итоге, снизить транспортную составляющую в цене перевозимых грузов. Однако в настоящее время существует ряд проблем, прежде всего законодательного уровня, которые затрудняют взаимоотношения участников перевозочного процесса.

Основной негативный технологический фактор – это наличие на инфраструктуре ОАО «РЖД» избыточного парка вагонов. По оценкам специалистов, при существующем уровне развития инфраструктуры оптимальный размер парка подвижного состава на сети ОАО «РЖД» составляет 900 тысяч вагонов при фактическом наличии 1 млн 221 тысяча единиц.

Несмотря на замедление экономики страны, по показателям грузооборота и грузонапряженности российские железные дороги работают на максимуме возможностей. Сегодня ОАО «РЖД» выполняет больше работы по перемещению вагонов, чем на рекордном уровне, отмеченном в 1988 году. Таким образом, при снижении погрузки продолжает расти грузооборот, который учитывает в том числе и порожний пробег.

Ситуация может существенно осложниться после вступления в силу положений технического регламента Таможенного союза. С 1 августа текущего года продление сроков эксплуатации грузовых вагонов возможно только после проведения их модернизации и сертификации (ранее продление срока службы было разрешено после капитального ремонта в депо). В результате данного решения может быть отставлено от движения до 25 % от общего парка грузовых вагонов, что приведет к дополнительному занятию инфраструктуры.

При этом операторы подвижного состава могут существенно повысить эффективность перевозочного процесса за счет использования инновационных вагонов, что позволило бы им уменьшить свой парк (за счет дополнительной грузоподъемности), сэкономить на тарифе, а также сократить затраты на эксплуатацию и ремонт. Так, например, суммарный размер скидки на круговой рейс вагона (порожний и груженый) в зависимости от расстояния и вида груза может составить от 2 до 1 %.

– С целью обеспечения рациональной загрузки инфра­структуры и обеспечения надежной доставки грузов необходимо повышать эффективность использования вагонных парков, – отметил Алексей Миронов.

Важным шагом по повышению эффективности использования подвижного состава и пропускных способностей инфраструктуры стала разработка ОАО «РЖД» договора-оферты на услуги управления порожними вагонами по обезличенной технологии (под управлением компании может быть консолидировано до 30 % вагонного парка – порядка 230 тысяч полувагонов). К договору может присоединиться любой оператор подвижного состава. Оператор, заключая такой договор, продолжает самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность, формировать коммерческую политику, взаимодействовать с грузовладельцем.

В соответствии с данной технологией, вагон после выгрузки технологически обезличивается и перевозчик получает возможность построения оптимальной логистики для подачи порожнего вагона под погрузку.

Перевозчик берет на себя обязанность обеспечить эффективную эксплуатацию подвижного состава, оптимизацию логистических схем перевозок порожних вагонов, а также финансовую ответственность за соблюдение определенных нормативов по расходам на порожний пробег. А это основной из показателей, который обеспечивает приемлемый маржинальный уровень доходности работы подвижного состава.

Договор публичной оферты по организации технологического управления 82 тысячами порожних вагонов на основе балансового метода управления уже подписан с ОАО «Федеральная грузовая компания» (ОАО «ФГК»). Только за первых два месяца работы по данной схеме производительность полувагонов ОАО «ФГК» повысилась на шестнадцать процентов, а оборот подвижного состава сократился на двое суток.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Уральская магистраль27.06.2014