23-05-13 / 2013
Новости отрасли
Радикально повысить качество обслуживания невозможно без решения инфраструктурных задач

На рынке наблюдается профицит вагонного парка на фоне сохраняющегося дефицита инфраструктуры. При этом идёт постепенная сдача позиций автомобильному транспорту.

В течение многих лет было распространено мнение, что железные дороги проигрывают по качеству, но зато выигрывают в цене. Однако анализ условий перевозок грузов различными видами транспорта на параллельных направлениях показывает, что это уже не так: железнодорожный транспорт проигрывает автомобильному и по качеству, и по цене, причём зачастую не на какие-то проценты, а в разы.

Такая ситуация сложилась под воздействием разных причин. С одной стороны, на выбор грузовладельцев влияют значительные бюджетные дотации на содержание и развитие автодорожной инфраструктуры. Несколько упрощая, можно сказать, что если грузовладелец идёт на железнодорожный транспорт, то он платит полную стоимость, а если на автомобильный – то часть провозной платы за него вносит государство. Но, с другой стороны, нужно признать, что для автомобильного транспорта действительно характерен высокий уровень гибкости, клиенто-ориентированности.

В этих условиях проблема повышения качества транспортного обслуживания железнодорожными компаниями выходит на первый план. Вместе с тем это сложная технико-технологическая и экономическая задача, её решение должно идти в комплексе общих системных решений по повышению эффективности работы железнодорожного транспорта, снижению тарифной нагрузки на экономику, развитию сети дорог.

Прежде всего необходима разработка действенного механизма финансирования развития железнодорожной инфраструктуры. О неэффективности существующих подходов к решению данной проблемы говорит тот факт, что «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» в части нового строительства практически не выполняется (и кризис только одна из причин, отнюдь не единственная). Если ничего не менять в правилах игры, мы так ничего и не построим.

Многие годы ждут своей реализации такие важнейшие инфраструктурные проекты, как Белкомур (с 1996 года), Севсиб (с 1983-го), высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург (с 1988-го). Реализация этих и других проектов позволила бы разгрузить «узкие места» на сети, что значительно повысило бы точность и ритмичность работы железнодорожного транспорта, отпала бы необходимость в увеличении нормативных сроков доставки (а именно к этим показателям, как показывают данные исследования, сейчас значительное число претензий грузовладельцев).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.05.13Вагоны ушли в отрыв