01-02-13 / 2013
Новости отрасли
Работа над законом «О транзитных перевозках грузов по территории РФ» сопровождается большими трудностями

Несмотря на то, что сомневающихся в необходимости закона «О транзитных перевозках грузов по территории РФ» нет, а вопросы совершенствования взаимодействия между транспортными организациями, экспедиторами и пользователями их услуг давно требуют решения, работа над ним сопровождается большими трудностями.

Напомним, в очередной раз вопрос упорядочения законодательной базы, касающейся транзитных перевозок, был поднят в октябре на встрече президента РФ Владимира Путина и представителей транспортной отрасли. После этого Министерству транспорта было дано поручение по разработке соответствующего федерального закона.

По словам генерального директора ООО «Руссотра» Ольги Мельниковой, предыдущая версия законопроекта была разработана шесть лет назад, но так и не увидела свет. «В процессе организации транзитных перевозок у нас задействовано более 15 федеральных структур. Пока шли согласования, законопроект уже устарел», – пояснила она.

Уже в середине декабря Минтранс представил вариант законопроекта, а в Минэкономразвития было объявлено о начале публичных консультаций и оценке регулирующего воздействия документа. Итоговая резолюция на представленную редакцию была далеко не комплиментарной.

Свои мнения высказали эксперты Торгово-промышленной палаты РФ, общероссийские общественные организации – Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», НП операторов железнодорожного подвижного состава и другие объединения.

Замечаний по документу набралось более чем достаточно. Изначально разработчики законопроекта обозначили необходимость определения координационного органа, ответственного за развитие транзитных перевозок. Этот тезис эксперты подвергли сомнению, полагая, что появление такого ресурса может негативно сказаться на состоянии рынка. Участники перевозочного процесса и без того довольно часто выражали недовольство отсутствием слаженности между органами государственной власти, а также многочисленными противоречиями в законодательной базе. В конце концов от идеи еще одной надстройки решено было отказаться.

Со своей стороны, эксперты НП ОЖдПС отметили, что документ предусматривает слишком сложный порядок оформления транзитных коридоров. Это одно из нововведений, предложенных Минтрансом: предполагается, что в перспективе будет создан особый реестр транзитных транспортных коридоров.

Кроме того, как пояснила председатель НП Ольга Лукьянова, проект дает возможность органам государственного контроля и надзора досматривать транспортные средства и (или) контейнеры, тем самым увеличивая сроки их доставки. Подобные требования в результате могут негативно сказаться на привлекательности российского транзита.

ОАО «РЖД» на последнюю редакцию законопроекта дало отрицательное заключение. Наряду с многочисленными претензиями юридико-технического характера, по мнению компании, еще и не ясно, какое самостоятельное место предлагаемый законопроект будет занимать в регулировании перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пикантность ситуации усиливает тот факт, что с проектом закона, направленным в правительство, судя по всему, знакомы лишь немногие. Кроме того, как сообщил «РЖД-Партнер.Ру» президент Гильдии экспедиторов, д. т. н., профессор Семен Резер, в Государственной думе готовится альтернативная версия законопроекта, так что законотворцам будет из чего выбирать.

«В парламенте сформирована рабочая группа, которая занимается выполнением послания президента как раз в части транзита, ее возглавляет первый вице-спикер Александр Жуков. Думаю, что в данном случае чем больше разных точек зрения и позиций будет учтено, тем лучше окажется результат», – выразил уверенность С. Резер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru31.01.13Закон со скрипом