30-10-24 / 2024
Новости отрасли
Работа на результат

На этой неделе Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) ОАО "РЖД" отмечает 15-летие со дня основания. В интервью "Гудку" начальник дирекции Алексей Бельский рассказал о становлении структурного подразделения холдинга, достигнутых результатах и стратегических задачах, стоящих перед коллективом.

– Алексей Юрьевич, как изменилась работа ЦМ ОАО "РЖД" со дня основания?

– В эти дни в дирекции мы отмечаем юбилей – нам исполняется 15 лет. Конечно, история терминально-складского комплекса берет начало гораздо раньше. 12 марта 1965 года, когда глава МПС СССР Борис Павлович Бещев издал приказ № 11Ц "Об улучшении организации погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых средствами железных дорог", на основании которого были организованы механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ в составе отделений железных дорог. А 30 октября 2009 года на заседании совета директоров ОАО "РЖД" было принято решение о создании вертикали ЦМ ОАО "РЖД". Отмечу, что у нас в штате много сотрудников, работающих в дирекции со дня ее основания.

Если говорить про трансформацию подразделения за последние 15 лет, то хочу отметить, что в 2018 году мы приступили к реализации проекта "ЦМ-Экспедитор". На самом деле это не значит, что мы стали экспедиторской компанией. Мы сформировали тренд по оказанию комплексности услуг на наших терминалах. Мы развиваем транспортно-логистические сервисы для удовлетворения потребностей клиентов в местах зарождения и погашения грузопотока на грузовых терминалах ОАО "РЖД".

– Каких результатов удалось добиться?

– Сегодня терминально-складской комплекс ОАО "РЖД" представляет собой сеть центров комплексного обслуживания владельцев груза по всей сети железных дорог России – от Калининграда до Владивостока. С 2014 года мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста доходов – за данный период они выросли более чем в 2,5 раза. Прибыль выросла в 3 раза.

Отмечу несколько крупных проектов, реализацией которых мы гордимся. ЦМ принимала участие в поставках грузов для строительства олимпийских объектов 2014 года в Сочи, строительства моста через Керченский пролив в Крым. Из последних крупных проектов необходимо отметить переработку грузов для строительства автотрассы М12 "Восток".

– Как за это время поменялись приоритеты и задачи?

– Сегодня наша дирекция оказывает полный комплекс терминальных услуг. Все наши 16 региональных дирекций выстраивают работу таким образом, чтобы клиент мог решить все свои вопросы по погрузке и выгрузке, даже несмотря на то что выгрузка будет выполнена силами другой дирекции, на другом полигоне железных дорог.

Для удобства наших действующих и потенциальных клиентов в 2022 году мы организовали на базе Северной дирекции Контакт-центр ЦМ. Этот проект позволил повысить оперативность обработки обращений по деятельности ЦМ, улучшить предоставляемый сервис и удовлетворенность клиентов. Еще одним направлением работы является взаимодействие с подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" и с дочерними компаниями, входящими в транспортно-логистический блок (ТЛБ) РЖД. Нам важно развивать взаимодействие внутри ТЛБ для обеспечения синергетического эффекта от реализации новых совместных проектов и сервисов.

– Сколько сейчас сотрудников работает в дирекции?

– На данный момент в штате 7 тыс. человек. Из них около 3,4 тыс. человек – это работники ведущих профессий: приемосдатчики, механизаторы комплексных бригад. Они обеспечивают непосредственно погрузку, выгрузку и закрепление груза. Мы, как и весь холдинг, столкнулись с дефицитом кадров, сегодня очень обострилась борьба за работника. Сейчас упор в работе с персоналом делается не только на привлечение новых сотрудников, но и на их удержание. Мы прикладываем все усилия к тому, что работник ЦМ захотел остаться надолго. Мы занимаемся приведением рабочих мест в соответствие современным требованиям и оптимальным условиям труда. Планируем завершить эту работу по всем нашим объектам до конца 2026 года. Стараемся предоставить каждому сотруднику дирекции возможность как вертикального, так и горизонтального карьерного роста и продвижения.

Наши сотрудники могут реализовать свои компетенции в рамках ЦМ по всей стране. В силу широкой географии расположения ЦМ есть терминалы, находящиеся в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, и, несмотря на эти факторы, мы обеспечиваем комфортные и достойные условия труда нашим работникам. Таким примером может быть грузовой терминал на станции Лабытнанги в ЯНАО, за полярным кругом.

– Какие вы можете выделить тренды в работе ЦМ ОАО "РЖД"?

– Сегодня, помимо погрузочно-разгрузочных работ, мы предлагаем клиенту целый комплекс терминально-складских услуг: закрепление и увязка грузов, услуги мастера погрузки, разработки схемы и эскизов погрузки.

Основным трендом в нашей работе является обновление инфраструктуры и техники терминально-складского комплекса. Расскажу подробнее о грузовой технике. Традиционно мы говорим, что у нее большой процент износа, который оценивается в 70% и в отдельных случаях даже под 100% (по некоторым типам машин и механизмов). Нам важно, чтобы техника была оборудована современными эргономичными рабочими местами, в том числе системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Мы также проводим работу по обновлению железнодорожной инфраструктуры. В вопросе содержания площадок, объектов, зданий и сооружений нам очень полезна обратная связь от клиентов. Ежегодно проводятся комплексные исследования оценки качества услуг и удовлетворенности клиентов ЦМ.

– Что сейчас относится к инфраструктуре дирекции? На каких объектах работают сотрудники ЦМ?

– Несколько лет назад мы провели реклассификацию наших объектов, исходя из масштабов бизнеса. Сегодня в нашем портфеле 14 ТЛЦ, порядка 130 грузовых терминалов, небольшие грузовые дворы – грузовые площадки (там мы работаем в том числе по принципу "мобильных бригад"), пункты промывки вагонов и железнодорожные пункты пропуска. Всего у нас 645 площадок по всей стране, которыми мы оперируем.

В 2020 году мы по поручению генерального директора – председателя правления ОАО "РЖД" Олега Белозерова разработали План мероприятий по подготовке и приведению грузовых дворов и клиентских зон к техническим, эстетическим нормам и правилам корпоративного стиля ОАО "РЖД". В его основу легли типовые требования по приведению наших объектов к требованиям единого стандарта. Одна из наших основных задач – к 2030 году привести наши ТЛЦ и грузовые терминалы в соответствие с техническими, эстетическими нормами и правилами корпоративного стиля ОАО "РЖД" На данный момент уже открыты 23 офиса, где наши сотрудники в том числе работают бок о бок с коллегами по бизнес-блоку РЖД.

– По вашим данным, какой объем средств и инвестиций идет на реализацию проектов в ЦМ? Из каких источников?

– Источники – это средства компании, которые она нам выделяет. В 2024 году было выделено около 3,5 млрд руб. Мы стараемся для себя обозначить приоритеты в развитии, исходя из финансов, которые выделяются. Рассматривая проекты для обновления и инвестиций, мы тщательно их отбираем, производим их градацию. В первую очередь занимаемся проектами с окупаемостью от 7 до 10 лет.

– Какие стратегические задачи сегодня стоят перед коллективом ЦМ?

– Начну с того, что согласно Стратегии развития транспортно-логистического бизнеса холдинга "РЖД" у нас обозначена роль в рамках предоставления услуг ТЛБ. В первую очередь это гарантированный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта для малого и среднего бизнеса и компаниям, находящимся в монологистических городах, а также создание разветвленной сети современных терминалов и сухих портов.

Сегодня городская терминальная инфраструктура очень востребована. Ярким примером является наш пилотный проект, который мы реализовали в Санкт-Петербурге – ТЛЦ "Санкт-Петербург-Финляндский". В Москве подобным проектом является ТЛЦ "Южный Порт". Отмечу, что этот объект является важным с точки зрения формирования грузового каркаса столицы, который будет обеспечивать потребности Москвы в грузах. Запуск в работу терминала "Южный Порт" состоится в текущем году. До конца года мы планируем проводить работу в тестовом режиме, а в следующем году перейти к промышленной эксплуатации.

Во-вторых, мы участвуем в развитии ТЛЦ на ключевых направлениях перевозок: Восточный полигон, МТК Север – Юг и Азово-Черноморский бассейн. Мы активно развиваем инфраструктуру на пограничных пунктах пропуска, на которых мы оказываем услуги по перегрузу с одной железнодорожной колеи на другую. Например, в Гродеково и Забайкальске.

В ноябре этого года после реконструкции откроется терминал в Наушках на границе Бурятии (РФ) с Монголией. Там мы оказываем содействие ФТС России в таможенном досмотре вагонов.

Другим важным направлением работы является цифровизация основных производственных процессов. В 2023 году мы перешли в работе на новую информационную систему АСУ ТСК, основанную на российском программном обеспечении. Сегодня программа позволяет интегрироваться с другими АСУ ОАО "РЖД". Сейчас идет процесс ее доработки. Отмечу, что с учетом масштаба внедрения есть ряд сложностей, однако мы их успешно решаем. В первую очередь в части обучения сотрудников работе в новой системе.

– Какими интересными проектами вы сегодня занимаетесь?

– ЦМ принимает активное участие в вывозе контейнеров с Дальнего Востока, в том числе в полувагонах. Развиваем также инфраструктуру своих дальневосточных терминалов: Находка, Артем-Приморский, Первая Речка, Хабаровск-2. Кроме того, заканчиваем модернизацию терминалов в Сыктывкаре в рамках развития инфраструктуры МТК Север – Юг и Челябинске, который будут специализироваться на работе с тяжеловесными грузами для промышленности.

Из интересных и крупных проектов отмечу совместную работу с крупными компаниями в рамках строительства и реконструкции трубопроводов. Нашими партнерами являются компании "Транснефть-Логистика" и "Новатэк".

– Алексей Юрьевич, какой вы видите дирекцию через пять лет? С какими результатами планируете встретить 20-летие ЦМ ОАО "РЖД"?

– Настоящая мотивация состоит из достижений, персонального развития, удовлетворенности работой и признания. Сила ЦМ в сплоченном коллективе, который обеспечивает непрерывное развитие и даже в самых трудных ситуациях готов удовлетворить потребности наших клиентов. Оперативность, качество и доступность услуг на терминалах дирекции всегда являлись нашей приоритетной задачей.

Мне как руководителю важно, чтобы сотрудники дирекции приходили на работу с удовольствием, уходили домой с чувством выполненного долга, профессионально росли и развивались вместе с ЦМ ОАО "РЖД", и тогда мы сможем достичь всех поставленных целей.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

30.10.2024